В Советском Союзе в шахматы играли представители интеллигенции и рабочего класса, взрослые и дети. Сегодня работа Федерации шахмат на местах – часто заслуга нескольких сподвижников либо вовсе одного энтузиаста. В Бородино Красноярского края много лет Федерацию шахмат возглавляет Сергей Комогорцев. Турниры ветеранов, поездки на соревнования с юными шахматистами – всё это он пытается удерживать на серьёзном уровне.
Шахматы – часть моей жизни
Елена Бухтоярова, корреспондент krsk.aif.ru: Сергей Владимирович, вашей федерации более 60 лет. И всё это время вы в ней присутствуете – сначала в качестве ученика, потом наставника и руководителя. Не устали?

Сергей Комогорцев: Как можно устать от того, что является частью твоей жизни? Я занялся шахматами в восьмом классе. И всё время – в школе, армии, на работе, когда был физиком, – учил детей шахматам. До ухода в армию успел стать чемпионом Заозёрного, чемпионом Рыбинского района. В 1973 году созрел до того, чтобы преподавать. С того времени в том или ином виде с игрой не расстаюсь.
– Мне кажется, выражение «Все мы из детства» применимо и к вашей ситуации. Как вы заболели шахматами?
– Секцию в Бородино при Дворце культуры организовал Василий Житняк, инспектор ЦК профсоюза на Бородинском разрезе. Очень колоритная личность – все вопросы решал быстро. В небольшую комнатку ДК приобрели шахматы, часы – и началось.
Мы, мальчишки разного возраста, играли совсем плохо: учителей толковых не было. Учили друг друга сами. Как-то Житняк привёл с собой Семёна Агартанова, чемпиона Рыбинского района. Чемпион нас поразил – так легко и быстро у всех выиграл. И нам хотелось играть так же! Каждый день бегали в ДК. Играющих можно было увидеть на диване, подоконниках и даже на полу. Тогда-то мы и получили мощный заряд интереса к игре.
Я пробовал себя в борьбе, боксе, лыжах. Но остановился на шахматах – у меня пошли результаты. А самое главное – мне нравилось, что меня ждут, что я кому-то здесь нужен, кто-то заинтересован в моём результате.
Некому учить
– Как мама юного шахматиста, я вас понимаю. Дети часто остывают, если не видят задора и заинтересованности в деле у своего наставника. Но вы сами говорите, что толковых учителей не было. Как учились игре?
– Как-то после летних каникул пришли снова играть в шахматы. И неожиданно одноклассник, который до этого проигрывал, начал у всех выигрывать. Мы его прижали к стенке: сознавайся, как так? Оказалось, что родители ему подарили книжку. А в ней основы того, как начинать партию, как играть эндшпиль и т. д. Каждый из нас стал на неделю у него эту книжку брать. И снова начали все его обыгрывать.

Доска не тоска
– Трудно представить сейчас детей, бегущих за книгой по шахматам.
– Да, но вот когда Карпов награждал своими книгами с автографом, дети с удовольствием и даже трепетом их брали. Но к такому интересу ребят тоже надо приводить. Когда я в восьмидесятых решил преподавать, от прошлого оснащения в ДК осталось двое сломанных шахматных часов.
Мне тогда помогли: выделили комнату, купили часы, шахматы. Мальчишек набирал из школ. Интерес у них был, но уже не такой, как в нашем детстве. Зато очень сильные были взрослые – детям было у кого учиться. Интересно, что процентов семьдесят приходивших детей всё-таки умели играть в шахматы, хотя бы знали азы.
Позже, когда пошла вторая волна интереса, в тринадцатом-четырнадцатом году, из приходящих играть умели единицы. Интерес был больше у родителей, чтобы дети учились шахматам. Я тогда написал программу развития шахмат в Бородино, которую поддержало градообразующее предприятие. Она охватывала два аспекта – детские и взрослые шахматы. Всегда говорил, что без взрослых шахмат детских не будет. Потому что некому учить.
– С проблемой «некому учить» столкнулись и при попытке реализовать государственный проект «Шахматы в школу». В школах пытались сделать уроки шахмат обязательными, но вели их учителя начальных классов или предметники, пытающиеся сами научиться играть. Что в итоге? Ничего.
– Есть такая проблема. Инициатива была хорошая. Но не везде хватало специалистов. Увы. У нас же сейчас главная проблема – финансовая. Соревнования: организация, поездки – всё требует денег. А не будешь возить детей – не будет практики, интереса, опыта. Не будет результата. Приходится искать выход. Хорошо, если родители понимают, поддерживают детей. Я бы рад возить детей больше и дальше.
Встречи с кумирами
– В 2021 году ваши ребята в числе других детей из регионов были приглашены на детский международный турнир в Москву по случаю 70-летия Анатолия Карпова. Почётно. Приходилось ли ещё ребятам встречаться со звёздами доски?
– Анатолий Карпов был много раз гостем на сибирской земле. В Красноярске на Всероссийских турнирах юных шахматистов шахтёрских регионов страны мы три раза из четырёх занимали первое место. У ребят, как у победителей, была возможность сыграть с Карповым в сеансе одновременной игры. Играли с ним и командой. Сыграли в ничью. Я распределил для ребят роли: один следит, какой ход он предложил, второй – чтобы ничего не прозевали, и т. д. Пускай это была в чём-то символическая игра, зато память на всю жизнь. Для них это было событие!
Я, кстати, всегда симпатизировал в человеческом плане Карпову. Он всегда был человечным. Как-то выдалось мне сыграть с чемпионом мира Борисом Спасским. Было это в 2002 году в Дивногорске. А ещё в семидесятых довелось слушать гроссмейстера Михаила Ботвинника.

– Да, в этом плане в больших городах на встречи с кумирами, с профи шансов больше. Может, поэтому и платные школы в мегаполисах переполнены, а в маленьких городах, как в Зеленогорске, например, прекрасный шахматный клуб полупустой. Может, принять уже спадающий интерес в регионах как печальную, но действительность?
– И в больших городах не все платные школы заполнены. Скорее, те, где есть действительно серьёзные учителя – мастера, гроссмейстеры. А интерес надо стимулировать. Тогда и в маленьких городах будут успехи. Наш воспитанник Андрей Петровский, например, чемпион России в командном зачёте 2016 года, участник юношеской Олимпиады в Улан-Баторе 2015 года.
Я считаю шахматы частью культуры – как танцы, как песни. И мне действительно страшно, что она, эта культурная часть, пропадёт. Вот приходят ко мне дети. И очень редко когда они с шахматами знакомы, шахматной доски дома нет. Телефоны, компьютеры есть, а шахмат нет.
При этом родители, сами не играющие, хотят, чтобы ребёнок был развитым, имел хорошую память, умел принимать решения и не был подвержен стрессам. Так вот оно, лучшее средство – шахматы! В партии за шахматами как будто проживаешь жизнь. Начинаешь играть – у тебя хорошо-плохо, хорошо-плохо. Ты выиграл – всё! Здорово! Проиграл – другое настроение. Но через какое-то время ты можешь снова сесть, снова играть. Изменить результат. Понять, что не бывает безвыходных положений. И в жизни тоже. Сегодняшний проигрыш может стать шагом к завтрашнему выигрышу. Философия? Философия!