Примерное время чтения: 7 минут
787

Всё могут короли? Гроссмейстер – о влияни шахмат на личность

После выхода сериала «Ход королевы» и спустя два года после выхода художественного фильма «Чемпион мира» интерес к шахматамвозрос.
После выхода сериала «Ход королевы» и спустя два года после выхода художественного фильма «Чемпион мира» интерес к шахматамвозрос. Из личного архива

Русские шахматы, когда-то бывшие в СССР подлинно народным видом спорта, интерес к себе потеряли после перестройки. Три года назад Министерство просвещения решило сделать шахматы обязательным предметом школьной программы. После выхода сериала «Ход королевы» и спустя два года после выхода художественного фильма «Чемпион мира» интерес к шахматам возрос.

О том, как развиваются шахматы и как они влияют на тех, кто в них играет, мы поговорили с Дмитрием Хегаем, четвёртым международным гроссмейстером в истории Красноярского края, вице-чемпионом Европы среди юниоров (2013), чемпионом России до 19 лет (2015), чемпионом России среди студентов (2016), победителем этапов Кубка России.

Повелитель королей и коней

Елена Бухтоярова: Гроссмейстер – высшее звание в шахматах. Первый международный гроссмейстер страны, признанный FIDE, чемпион СССР Борис Верлинский, получил звание в 42 года. Сегодня известны 12-летние гроссмейстеры. Ты своего, скажем так, шахматного апогея достиг в 22 года. Труден был путь?

Фото: Из личного архива

Дмитрий Хегай: Чтобы стать гроссмейстером, необходимо выполнить три норматива - на трех турнирах сыграть как очень сильный шахматист. Это обязательно должны быть турниры международного уровня. Необходимо набрать и определенный рейтинг. С последним, кстати, у меня проблем не было – уже давно был достигнут гроссмейстерский рейтинг (2500 баллов). Но нормативы выполнить никак не получалось. Первую гроссмейстерскую норму выполнил еще в конце 18-го года в Казахстане. Надеялся, что в следующем году получится стать гроссмейстером. И это были не просто амбиции. У шахматистов 21 год – серьезный возраст. Если ты ставишь большие цели, их к этому времени уже надо реализовать. В турнире претендентов у меня успешные выступления сменялись провалами. И в конце концов все турниры, где мог выполнить необходимые нормы, я благополучно провалил. Оставалось два последних. Надеяться на то, что я осилю нормы в двух турнирах подряд, было опрометчиво. Не знаю, сколько должно было сложиться для этого звезд. И вот перед двумя оставшимися турами я практически махнул рукой на свою супер-цель, отнесся с юмором к моему «недогроссмейтерству» - и как только это произошло, пошла полоса везения. Первый турнир – успешно! Играть, кстати, в Павлодаре пришлось с рекордсменом по серии беспроигрышных партий в мире Сергеем Тивяковым. Второй – финал Кубка Казахстана – и опять успех. Причем, в лучшую сторону преобразилось качество игры - вот что самое интересное. Наверное, ушло напряжение. Но везение сыграло свою роль.

Фото: Из личного архива/ Дмитрий Хегай

– Дмитрий, говорят, что шахматы заключают в себе элементы науки, искусства и спорта. Ты согласен?

– Согласен. В этой игре наука проявляется в теоретической информации, например, как поставить мат ферзём голому королю или как правильно разыграть начальную стадию партии (дебют). Проведение красивых комбинаций за доской можно смело назвать творчеством, а непрерывный соревновательный элемент придаёт игре в шахматы спортивную составляющую.

Не матом единым

– Иван Янковский, сыгравший Карпова в недавно вышедшей картине «Чемпионе мира», похож на Анатолия Евгеньевича худощавой фигурой и причёской. В картине он показан фанатом спортзала.

– У Карпова было всё хорошо с физической формой, хотя телосложение, может, и не было атлетическим. Для шахматиста физическая форма очень важна. Я на эту тему даже диплом свой защищал. Выдержать эмоциональное напряжение порядка пяти-семи часов не так просто, организм начинает сдавать. Как следствие – утомляемость и ошибки. Именно пять-шесть часов длится одна партия на высоком уровне, а таких партий в турнире девять. Если дополнительно не заниматься спортом, то такие серьёзные нагрузки шахматист просто не сможет выдержать и будет больше ошибаться.

– Знаю, что теперь ты уже смело выступаешь не только как игрок, но и как тренер. Посмотрел ли ты на шахматы как-то по-другому? Что можешь сказать об игре детей – действительно ли улучшаются показатели в учёбе, когда они начинают заниматься шахматами?

– Безусловно, тренерская работа научила смотреть на многое со стороны более хладнокровно. Не знаю, улучшаются ли показатели учёбы у детей в школе, не с чем пока сравнивать. Но однозначно - при занятиях шахматами мозг активно работает и развивается.

Мечта о Карлсене

– Вот уже в течение нескольких лет мир шагает в сторону цифровизации. Причём во всех сферах. Шахмат это как-то коснулось?

– За последние лет шесть в шахматы ворвались новые аналитические компьютеры, которые буквально перевернули дебютную теорию. Дебют – начало партии. А как корабль назовёшь, так он и поплывёт. С помощью компьютеров каждый шахматист имеет возможность назвать свой корабль хорошо и перейти в следующую стадию партии с комфортом (в миттельшпиль). Условно говоря, в 2010 году можно было подготовить в дебюте какую-нибудь свою интересную идею, и далеко не факт, что соперник смог бы её опровергнуть и доказать её некорректность. В 2022 году любая авантюрная идея – «кривизна в шахматах» – опровергается компьютерами. То есть игра в начале партии превращается в стихотворение. Кто больше компьютерных анализов запомнил, тот и получил перевес. «Разборки» откладываются в середину игры.

 – Чемпион мира Анатолий Карпов в своё время побывал в Красноярском крае на открытии шахматного клуба в Зеленогорске. Приходилось ли тебе встречаться с легендами шахмат и есть ли среди них те, с кем хотелось бы оказаться за одним столом, пусть и по разные его стороны?

– Однажды довелось поиграть с вице-чемпионом мира Алексеем Шировым в решающем туре соревнований. Если говорить о кумирах, как действующему, профессиональному шахматисту мне не очень нравится слово «кумир». Хочется самому быть таким (улыбается). Но вот главным двигателем современных шахмат искренне считаю Магнуса Карлсена. На мой взгляд это сильнейший шахматист за всю историю шахмат. Благодаря техническому развитию многие шахматисты могут достичь топ-уровня и бороться за самые высшие награды, но именно Магнус лучший из лучших. Подтверждает это и его рейтинг – наивысший за всю историю шахмат. Он продолжает двигать шахматы вперёд и собственным примером доказывает, что компьютеры – это хорошо, но играют люди. Конечно, многие шахматисты топ-уровня уже всё знают и всё запомнили, но Магнус продолжает их регулярно обыгрывать, тем самым показывая, что хорошая память, сильный компьютер при подготовке и т. д. – это ещё не всё. Творчество за доской осталось!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах