Примерное время чтения: 10 минут
4634

В поиске баланса. Сибиряк создаёт удивительные инсталляции из камней

«АиФ на Енисее» №7 (1944) 14/02/2018
Издавна балансировка камней использовалась в медитативных целях.
Издавна балансировка камней использовалась в медитативных целях. Из личного архива

Балансировка камней - молодое искусство, которое возникло в 20-м веке, но имеет древние корни. Житель Красноярска Андрей Горный строит инсталляции в заповеднике «Столбы», вызывая у туристов противоречивые чувства - от восхищения до осуждения. Трудно ли достичь баланса и что ему даёт это занятие, корреспондент «АиФ-Красноярск» узнал у мастера.

Танец формы и энергии

Создаётся впечатление, что они попирают законы физики, настолько хрупко и неестественно выглядят эти композиции. Некоторые работы создают иллюзию невесомости, со стороны кажется, что камни не соприкасаются друг с другом.

Нереально, волшебно - восхищаются одни. Секрет в специальном клее - утверждают другие. Всё дело в космических энергиях - возражают третьи. Фотошоп - не верят те, кто видят фотографии в Интернете. Однако балансы самые настоящие и созданы человеческими руками и силой гравитации. Добавим, руками красноярца Андрея Горного. А дополнительные ресурсы - это терпение, сноровка и приобретённое мастерство.

Балансы самые настоящие и созданы человеческими руками и силой гравитации. Фото: Из личного архива А. Горшкова

Мы с Андреем идём по центральной дороге на Столбы, выбирая место для сегодняшней композиции. Ближайшее - у ручья, где туристы набирают воду. Здесь уже есть камни, а самые интересные из них принёс сюда Андрей. Мастер начинает собирать сегодняшний баланс, а я осторожно перемещаюсь вокруг, пытаясь запечатлеть процесс. Подрастающая скульптура падает один раз, второй, третий… Никаких волшебных пасов, только сосредоточенность чуть больше обычной. Но в целом Андрей в контакте: разговаривает, шутит. Просто одно из медленных аккуратных движений становится правильным - и вот один за другим выстраиваются камни, а самый большой из них под наклоном становится на камешек-крошку. Первый баланс готов. Затем рядом вырастают ещё два. Прошло около часа.

Удивительно, насколько меняется восприятие камня. Из тяжёлого неповоротливого куска породы он превращается в пушинку, парящую в воздухе. Кажется, его вес почти исчез, а сам он лишь сконцентрирован в точках опоры.

На создание одной композиции может уйти несколько часов. Фото: Из личного архива А. Горшкова

Когда наблюдаешь балансирующие камни вживую, они производят сильное впечатление: одновременно демонстрируют массивность и хрупкость равновесия. Камни в нашей картине мира - полная противоположность жизни, движению, развитию. А здесь это и гармония, и борьба противоположностей. Позволять увидеть мир единым в его противоречии - наверное, один из признаков настоящего искусства.

Сохранить нельзя разрушить

Посетители заповедника, идущие по тропе, останавливаются, начинают наблюдать, задавать вопросы. Основная эмоция - восхищение и неподдельный интерес.

- Это клей? Особые энергии? Чудо?

- Исключительно законы гравитации!

- А потрогать можно?

- Нежелательно… Упадут.

Андрей признаётся: наблюдать за реакцией прохожих любопытно. Многие не верят, что камни держатся сами по себе и, стремясь узнать правду, разрушают скульптуры неосторожными прикосновениями. Даже лёгкое движение земли или порыв ветра нарушают шаткое равновесие. Зимой легче - камни примерзают друг к другу.

В итоге получилась оригинальная кормушка для птиц! Фото: Из личного архива А. Горшкова

Иногда пирамида стоит несколько минут, порой - часов, а бывает, продержится и сутки. Балансирующие камни подобны буддийской мандале - на строительство может уйти много сил и времени, но, создав, её надо разрушить, отдать обратно природе. Так мастер учит себя не привязываться к творениям своих рук, ибо ничто не вечно, искусство в том числе.

А иногда балансы ломают намеренно. Далеко не все им рады, кто-то считает, что подобное вмешательство в природный порядок вещей нежелательно.

- Бог им судья, - говорит мастер, - а я пойду своей дорогой.

И мы идём дальше, обсуждая увиденное.

«Для меня балансировка камней - это способ обрести гармонию, внутренний баланс. По природе я человек беспокойный, - признаётся Андрей. - Нельзя создать баланс, если внутри нет покоя, тишины. Понял: для духовного роста нужно отказаться от эго».

Чтобы найти баланс, нужно терпение, сноровка и мастерство. Фото: Из личного архива А. Горшкова

Он только пару лет назад стал красноярцем. Говорит, прикипел к нашему городу, увидев Столбы.  Родом из Новокузнецка, за плечами каких только нет приключений. В прошлом году на трассе попал в аварию, чудом остался жив. В 90-е были и бизнес, и лихие компании, и жена. И даже любовницы. Вот только мир в душе обрести не удавалось. Всё перевернулось после встречи с алтайской Белухой. После путешествия на знаменитую гору появились жизненные ориентиры - теперь вектор направлен на саморазвитие. Сейчас Андрей не работает - решил посвятить себя искусству балансировки камней и самосовершенствованию.

Тишина внутри

Оказывается, располагать камни различной величины и формы друг на друге, создавая невероятные композиции, - это настоящее искусство. Только относительно молодое, его основоположник шотландец Энди Голдсуорти родился в середине 20-го века. Он сам и его единомышленники ставят своей целью исследование отношений искусства с природой и назвали то, чем они занимаются, ленд-артом. В США проводится даже чемпионат мира по балансировке камней. Есть последователи и в России.

Балансирующие камни производят сильное впечатление. Фото: Из личного архива А. Горшков

Хотя балансировка издавна использовалась в медитативных целях. В процессе поиска идеальной точки равновесия нужно практически полностью отключить мысли от всего лишнего, быть по-настоящему в моменте, здесь и сейчас. Для создания инсталляций необходим своеобразный сплав физических и психологических возможностей человека, глубокое погружение в себя и проникновение в природу камня.

Андрей Горный называет своим учителем американца Майкла Грэба, который поистине достиг совершенства в своём мастерстве. По образованию социолог, он создаёт неустойчивые, недолговечные произведения искусства - обычно на природе, часто в удалённых местах. В большинстве случаев можно только гадать, как его инсталляциям удаётся оставаться в неподвижности. Майкл считает, что медитативное созерцание - обязательное условие в искусстве балансировки камней. Поиск точки баланса останавливает «болтовню ума» и позволяет хотя бы ненадолго выйти из мира потребления.

Сегодня в США даже проводится чемпионат мира по балансировке камней. Фото: Из личного архива А. Горшкова

Для обретения мастерства необходимо сочетание технической и духовной стороны. Теоретическую базу этого искусства объясняет простой закон физики: тело будет находиться в равновесии, если сумма всех приложенных к нему сил будет равна нулю. Метафизическую составляющую этого процесса понять гораздо сложнее. Ясно одно: необходима максимальная концентрация, твёрдость руки и абсолютное спокойствие, умиротворение.

Есть несколько разновидностей балансировки камней. Чистая балансировка, когда каждый камень находится в собственной точке баланса, независимо от других камней. Противовесный баланс соблюдается благодаря весу, оказывающему воздействие верхними камнями на нижние. При сбалансированной укладке плоские камни взгромождают друг на друга на максимальную высоту, соблюдая равновесие. А свободный стиль говорит сам за себя. Мастер сам придумывает композиции, не опираясь на правила.

Ещё одно преимущество искусства балансировки - полная открытость для всех желающих. Каждый может попробовать свои силы, имея под руками лишь несколько камней. Просто положите один камень на другой и затем повторяйте, сохраняя конструкцию в равновесии. Единственным связующим звеном должна быть гравитация. Сделайте шаг внутрь себя - узнайте, сколько там тишины.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах