Памятник древнего искусства
Приступив к съёмкам фильма, с удивлением узнал, что далеко не всем местным жителям известно о существовании Шалоболинской писаницы, которая должна служить предметом их гордости. И это обстоятельство стало дополнительным стимулом в нашей работе.
Представьте себе берег реки, вдоль которого на несколько километров протянулся скальный массив с рисунками древних художников разных эпох. От неолита (нового каменного века) до этнографической современности (ХVII-ХIХ век). Всего учёные насчитали 550 изображений на 100 плоскостях. Целая галерея!
Эти рисунки неслучайно называют наскальным искусством, каждый из них связан с определённой эпохой, которой соответствуют своя культура и свой стиль. Лично на меня наибольшее впечатление произвел скифский звериный. Для него характерно изображение животных в позе внезапной остановки. Он относится к Тагарской культуре.
Вообще, большая часть рисунков Шалоболинской писаницы изображает животных, чаще всего встречается лось - главный объект охоты древних людей. На первый взгляд - рисунки и не более, но учёный-археолог, специалист по наскальному искусству, кандидат исторических наук и директор музея археологии КГПУ Александр Заика, принимавший участие в нашем фильме, разъяснил, что они несут прежде всего сакральный смысл. Это не просто копии с натуры, это образы, рождённые в сознании древнего человека. Лось - это солнце. Он олицетворяет свет. Медведь - тёмные силы, он охотится на лося, стараясь его проглотить и погрузить мир во тьму.
Cвет и тьма
Снимать о Шалоболинской писанице - очень увлекательно. Мы старались передать информацию, полученную от учёного-археолога, через художественные образы. Благодаря окружающей природе, скалам, реке сделать это нетрудно. Вот на скале нарисована лодка с людьми. Александр Заика объясняет, что это транспортное средство помогает душам умерших перебраться в иной мир. Река - это не только источник существования древнего человека. Это сакральный символ. Исток реки - рождение, устье - смерть, а между ними течение жизни!
Мы снимаем, как огромный красный диск солнца погружается в реку Туба. На наш лагерь опускается ночь. При свете костра Александр Леонидович воспроизводит для нас на бумаге рисунки противоборства света и тьмы в понимании древних художников. А мы пытаемся через видеоряд передать ощущения страха, вползающего с наступлением ночи в сердца древних людей. Этот страх - от мысли, что завтра солнце может не вернуться на небосвод, но оно возвращается и снова освещает скалы…
Сложность нашей задачи состояла в том, что многие рисунки можно хорошо рассмотреть только под определённым углом солнечных лучей, поэтому мы с оператором Андреем Магомедовым находились у скал с утра до вечера. Мы ясно ощущали очень сильную энергетику, ведь это не простое место, а своеобразный алтарь, возле которого древние люди молились, совершали обряды. Это храм под открытым небом!
Учёные считают, что по своей значимости Шалоболинская писаница - явление планетарного масштаба. Это культурное достояние не только Красноярского края, она принадлежит всему миру, и очень важно её сохранить для последующих поколений. Уникальный памятник древнего наскального искусства, выстоявший не менее 8 тысяч лет, сегодня неумолимо разрушают и время, и современные вандалы. Но чтобы его спасти, желания одних учёных недостаточно…
Кстати
В этом году исполнилось 75 лет со дня рождения художника В. Ф. Капелько, открывшего метод контактного копирования наскальных рисунков на микалентную бумагу. Пользуясь этим методом, он, а вслед за ним и его последователи по всему миру, увековечили тысячи наскальных рисунков и сюжетов древнего наскального искусства, находившихся под угрозой исчезновения. Памяти Владимира Феофановича мы и посвятили свой фильм!