Полвека без вложений
Ради эксперимента рано утром еду с Копыловского моста на Предмостную площадь. На часах 7.00, на улице морозно и темно. Присоединяюсь к троим пассажирам, ожидающим на остановке трамвай. Спустя 10 минут попадаю в холодный полупустой вагон. Через щели двери, которая до конца не закрывается, дует так, что сводит весь обогрев в салоне на нет. Уже на следующей остановке в вагон зашли трое - мужчина средних лет и дедушка с внуком-школьником, на следующей - ещё двое. В итоге к «Художественной галерее» свободных сидячих мест не было. Честно говоря, в трамвае еду во второй раз в жизни. Но, наблюдая за идущими за окном автобусами, забитыми пассажирами под завязку, понимаю, что ехать в трамвае намного комфортнее. Правда, через 30 минут начинают мёрзнуть ноги.
«Остановка «Аэрокосмический университет», - звучит в динамике, и добрая треть пассажиров выходит. Знакомлюсь с кондуктором в объёмном тёплом пуховике, ватных штанах, тёплой шапке.
- Я уже давно работаю в трамвае, и к прохладной температуре в салоне мы привыкли, одеваемся теплее, - говорит кондуктор трамвая Светлана ИГНАТЬЕВА, - зимой греемся в кабине у водителя - там тепло.
- А что вы хотели? - объясняет ситуацию водитель Александр КОРСАК. - У нас же всё поизносилось: и техники нет, и оборудование старое, и запчастей нам не дают, подвижной состав и рельсы сильно изношены. За 50 лет работы на это хозяйство особо денег не выделяли. Не бывает так: раз вложил средства - и 100 лет получаешь прибыль. Любой водитель в свою автомашину вкладывает деньги два раза в год - после зимы и до.
Наш диалог привлёк внимание и пассажиров.- Я всегда езжу на трамвае, - делится Татьяна МЯСОУТОВА. - Каждый день с ул. Щорса уезжаю на работу и чувствую себя комфортно. Знаете, в автобусе безобразно возят людей, как дрова в повозке. За рулём - гастарбайтеры, которые орут на пассажиров на не понятном нам языке, громко разговаривают по телефону, хамят. В трамвае же по-другому: кондуктор всегда вежливый, и атмосфера какая-то другая…
- В автобусе из-за давки все злые, - присоединяется к разговору другой пассажир. - Теперь ещё и 16 рублей хотят драть! А по карточке в трамвае - 10 рублей. Копейка, а рубль бережёт!
- А я ещё в советские годы ездила на трамвае, - с гордостью говорит пенсионерка Светлана ВЛАСОВА. - Раньше по два вагончика возили, людей была тьма!
Слон на дороге
По словам кондуктора Светланы Игнатьевой, в день она отрывает около 400 билетов, а ещё большее количество рассчитывает по карточке. За время поездки, по моим наблюдениям, наличными рассчитались около 20 человек.
На КрасТЭЦ - конечная остановка. На обратном пути трамвай идёт через Щорса, и здесь вагон наполняется почти битком. «Жители Щорса и Первомайки чаще всего пользуются трамваями», - поясняет Светлана. Интересуюсь, как они относятся к идее - убрать с улиц города трамваи?
- Уберите трамваи, и вы получите очень тихую и уютную газовую камеру, - грустно смеётся водитель Александр Корсак. - Автобусы ходят с утра и допоздна, сжигая за день много топлива. Будем задыхаться от дыма и опять вернёмся к тому, что нужно очищать воздух. Проще сейчас, пока хоть что-то есть, улучшить, вложить деньги, чем потом хвататься за голову.
На улице Матросова и мы встаём в пробку. Раньше здесь трамвай шёл обособленно, теперь же линии сравняли с дорожным полотном и по ним тоже могут ездить машины.
«Да что ты будешь делать?!», - возмущается водитель. Легковушка наполовину перегородила нам дорогу. Ждём, когда рассосётся затор. «Дзынь-дзынь!» предупреждает звоночек, чтобы водители автомобилей уступили рельсы трамваю. Как ни странно, многие пропускают. Зато ближе к Предмостной площади мы едем свободно, а сотни машин и автобусов стоят в километровой пробке. Кому-то не повезло… Правда, за час езды в трамвае я порядком замёрзла, и водитель пригласил погреться в кабину. И тут делаю для себя открытие: руля-то здесь нет!
- Вот контроллер, где набираются ходовые позиции, - поясняет премудрости вождения Александр. - Здесь кнопка затормаживания, дальний и ближний свет, поворот, открытие дверей, звоночек, стеклоочиститель, свет в кабине - всё очень просто, что мне и нравится. Ты находишься в движении и в то же время наблюдаешь за жизнью. Когда люди просыпаются, как они сегодня одеты, в каком настроении, какие машины едут. Смотришь на автобусы - водители торопятся, нервничают. А в трамвае - 20 тонн. Он как слон среди множества зверей - самый мудрый и самый спокойный, которого все любят и доверяют.
«Тогда почему хотят демонтировать трамваи?», - подумала я, выходя из вагона на остановке «Родина». И тут наткнулась на раздражённый взгляд пожилой дамы, которая не преминула высказать своё мнение: «Мне эти развалины уже поперёк горла стоят! Живу на Московской, прямо около путей, каждый день только и слышно «дзынь-дзынь» да грохот от них!».
***
Мой утренний эксперимент показал, что трамваи всё-таки, наверное, - единственный вид транспорта, на котором можно без проблем миновать пробки. Правда, только на правом берегу и если не будет сбоев с электроэнергией или какой-нибудь лихач не застрянет на трамвайных путях…
АиФ Комментарий
Александр ФАДЕЕВ, к.т.н., доцент кафедры транспорта СФУ:
- Борьба с пробками - это комплексная проблема. Кроме развития улично-дорожной сети (расширения дорог, строительства развязок и пр.) мы должны обеспечить удобный, быстрый и безопасный общественный транспорт. В этом случае часть
населения, пользующаяся личными автомобилями, пересядет на него. Как показывает мировой опыт, только так можно избавиться от транспортных заторов, иначе развитие улично-дорожной сети не даёт должного эффекта: новые дороги порождают новые транспортные потоки.
Речь не идёт о принудительной пересадке на общественный транспорт; пассажир сам делает выбор. Стимулирование этого выбора - увеличение привлекательности общественного транспорта, т.е. повышение скорости за счёт выделенных полос, применение комфортабельного транспорта, снижение времени ожидания на остановках, применение гибкой тарифной системы и другие мероприятия.