Примерное время чтения: 5 минут
127

Красноярские студенты показывают взрывные эксперименты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ на Енисее 28/11/2012
Фото Ирины ЯКУНИНОЙ

Разбивая розы

В класс буквально врываются девятиклассники и начинают занимать места. Через мгновение на первых партах уже по три человека. «А Гриша-то влезет? Быстрее занимай ему место!», - кричит школьница. В классе небывалое оживление. Тоже присаживаюсь поближе. На учительском столе - куча непонятных приборов, колбочек и букет роз. Рядом - канистра с неизвестным содержимым.
- А я уже знаю, что в ней… - хитро говорит парень и внимательно всё рассматривает.
Один из школьников устраивается в углу у штор и настраивает камеру - видимо, собирается снимать. Звонок на урок. В классе свободных мест нет. Появляются учителя - студенты СФУ: Иван Тимофеенко, Ксения Малышевская, Александр Меньшиков и Павел Панкин.
- Все на месте? Все готовы? - спрашивает Иван Тимофеенко. В ответ - громкие аплодисменты и горящие глаза. Иван берёт большую металлическую кружку, Павел что-то льёт из канистры в неё. В итоге - клубящийся дым обволакивает кружку, руку экспериментатора и стелется по классу. Исчезает. Далее происходит нечто странное: на учительский стол ставят стул, на него - таз с водой. Дети завороженно ждут. Я тоже. Жидкость из канистры теперь льют в тазик. Оп! И из него вырывается гейзер клубящегося дыма, поглощающего стол, пол, и наши ноги. «Вау, да он холодный! Ноги мёрз­нут!», - кричат с первой парты. Вот это спецэффекты! Показав опыт, организаторы тут же его объясняют: это азот, из которого состоит 80% воздуха, но сейчас он в жидком состоянии.
- А пить его можно? - хихикает девочка с первой парты.
- Как же азот, газ, превратили в жидкость, да ещё и в холодную? – спрашивает студент Павел Панкин у детей. - Как его сделать? Поставить в холодильник? Или, может, вынести на балкон? Температура жидкого азота - минус 196 градусов. А что же будет с надутым воздушным шариком, если его погрузить в азот?
- Наверное, замёрзнет! И утонет! - отвечает всё тот же любопытный школьник.
- Марк, не будь эгоистом, дай нам ответить! - кричат с последних парт.
Воздушный шар окунают в азот. Он весь сморщивается, съёживается и шуршит, как фольга. На дне же видно что-то тёмное. Это углекислый газ, объясняет Павел.
- Ему холодно, вот и скукожился, - подмечает школьник Марк.
- Я же не скукоживаюсь, когда мне холодно. Что же с шариком? - смеётся Павел. И всё объясняет на доске. Дети да и я вместе с ними сидим с открытыми ртами.
- А кто хочет опустить живую розу в азот? - спрашивает Иван, и к доске тут же выпрыгивает доброволец.
Подросток опускает нежный розовый цветок в жидкость. Всё шипит, бурлит, дым валит клубами.
- А теперь резко ударь её об парту! - говорит Иван Тимофеенко.
Тот выполняет - роза разлетается вдребезги.
- Офигеть! - кричат хором девятиклассники и кидаются потрогать обледенелые лепестки. Я тоже щупаю розовые осколки - просто лёд!
- А руку так можно разбить? - спрашивает кто-то.
- Ну иди сюда! Посмотрим! - с улыбкой зовут студенты.
Мальчишка выскакивает к ним, на руку льют азот. Но ничего страшного не происходит.
- Почему же рука не замёрз­ла? Температура жидкого азота - минус 196 градусов, ваша 36,6. Получается то же самое, что капнуть воды на раскалённую плиту - капля шипя катается и испаряется. Если же опустишь руку в ведро с азотом, получишь ожог.

А взрываться будет?

Игры с холодом закончились, организаторы приступили к огню. На столе - что-то похожее на тёртую морковь. Гасят свет, и эту кучку поджигают. И на столе - настоящий извергающийся вулкан: сверху вылетают искры, он быстро увеличивается. Иван подносит большую колбу:
- В ней аммиак и его пары. А вулкан - это оксид хрома. А теперь совмещаем два вещества.
Свет выключен. В колбе хаотично летает множество искр. Красота неописуемая.
- А взрываться что-нибудь сегодня будет? - звучит вопрос. Студенты насыпают в пробирку тёртую свечу и начинают греть на огне. Вот уже парафин бурлит. Все четверо надевают защитные очки и маски. Детей пересаживают на три парты назад. Школьники достают телефоны и начинают снимать и фотографировать. В конце класса за всем происходящим наблюдает учитель. Иван берёт пробирку и осторожно погружает парафин в ведро с холодной водой. Бам! Фонтан огня взлетает до потолка. Я подскакиваю.
- А-а-а! Ложись! - испуганный крик. И тут же восхищённый гул. Взрывы в школе! Класс!!!
- Мы такие опыты, конечно, не проводим… - слышен голос учителя.
Неожиданно прозвучал звонок. «Не-е-ет…, - пронёсся гул по классу. - Мы хотим ещё урок физики! Можно остаться дополнительно?»
А организаторы втайне надеются, что, побывав на таких интерес­ных уроках, школьники поймут: физика - не просто теория из учебника, а настоящая жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах