«При грамотном и рациональном пользовании озеро Тагарское может служить многим и многим поколениям, создавая новые страницы своей истории вместе с историей района и всего края», - так идиллически оканчивается очерк об озере, опубликованный недавно на сайте дирекции по особо охраняемым природным территориям Красноярского края. Однако созданы ли условия для «грамотного и рационального пользования», автор текста скромно умалчивает.
Разумеется, не говорится и о сегодняшних проблемах Тагарского, фактически оставшегося без защиты со стороны региональных властей. О том, как кадровые изменения в администрации Минусинского района и ГИБДД Минусинска стали причиной гибели озёрного планктона и почему пришлось писать письма губернатору Льву Кузнецову и генерал-полковнику Александру Горовому, рассказывает Вадим ФЕДЯЕВ, директор санатория «Сосновый бор», заслуженный строитель России.
Махровый бюрократизм
ДОСЬЕ: | |
---|---|
Вадим ФЕДЯЕВ родился 29 сентября 1939 года в г. Тюкалинск Омской области. В 1961 году окончил Уральский политехнический институт. Инженер-строитель. Прошёл путь от мастера до управляющего строительного треста. Награждён 2 орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почёта». |
- Вадим Петрович, если вы обратились за помощью лично к губернатору Красноярского края Льву Кузнецову и первому заместителю министра внутренних дел РФ, генерал-полковнику полиции Александру Горовому, значит, на то были действительно веские причины. Что происходит сегодня вокруг Тагарского?
- Тотальное равнодушие и бездействие чиновников - и махровый бюрократизм. Это если обобщить. Если же говорить более подробно, то озеро просто гибнет, задыхается от скопления автомобилей, которые паркуют в десяти-двадцати метрах от уреза воды. Под угрозой не только озеро, но и здоровье, даже жизни людей: все подходы к пляжу буквально заполонены машинами, и движение более чем оживлённое. А всё потому, что теперь это не запрещено. Я подчёркиваю: не запрещено - не значит разрешено. Но где вы видели отдыхающих, которые пройдут пешком лишних пять сотен метров, если вроде как можно подъехать поближе?
- Но ведь Тагарское давно признано особо охраняемой природной территорией, и, следовательно, стоянка вблизи него должна быть запрещена?
- Совершенно верно. Более того, полуторакилометровый участок дороги от федеральной трассы М-54 до санатория «Сосновый бор» практически целиком входит в зону строгого режима, где даже останавливаться нельзя.
Ещё в 2008 году, когда решался вопрос о признании Тагарского особо охраняемой природной территорией, специалисты Томского НИИ курортологии и физиотерапии разработали для нас и рекомендовали к обязательному соблюдению схему расположения автостоянок, палаточных городков и торговых точек. Так вот, парковать машины можно не ближе, чем за 500 м от уреза воды. Только так мы сумеем обеспечить безопасность Тагарского: согласно заключению доктора биологических наук, профессора Валентина Заики, от одного попавшего в воду грамма ГСМ погибает до тысячи единиц планктона. А сколько горюче-смазочных материалов стекло в озеро с тех пор, как были убраны запрещающие остановку знаки?
- Так почему исчезли дорожные знаки?
- Дорожные знаки «Остановка запрещена» убрали в начале летнего сезона 2012 года сотрудники ГИБДД Минусинска по распоряжению нового начальника ГИБДД Дмитрия Сторожука, с согласия главы Минусинского района Александра Шахова. Пояснил это Сторожук удивительным образом: якобы данный тупиковый участок дороги длиной в полтора километра является частью федеральной трассы М-54.
Но важно другое: почему генерал Александр Горовой в пору его работы на посту начальника ГУВД Красноярского края счёл необходимым без лишних формальностей решить вопрос об установке возле Тагарского запрещающих дорожных знаков - в 2005 году, когда озеро даже ещё не было признано особо охраняемой природной территорией? И почему майор Дмитрий Сторожук готов вернуть знаки на место только при условии выхода специального постановления правительства региона?
Парковка на берегу
- Немного непонятно, при чём здесь Александр Горовой?
- Дело в том, что к 2005 году поток желающих отдохнуть на Тагарском увеличился в разы: во многом это было связано со своего рода «рекламой», сделанной озеру Николаем Дроздовым в одной из его телепередач. Рассказывая о том, что на Мёртвом море обнаружена радиация, Николай Николаевич отметил: «Нам это не страшно, у нас на юге Красноярского края есть озеро Тагарское, которое по многим компонентам идентично Мёртвому морю».
Защищать озеро от автомобилей силами сотрудников санатория «Сосновый бор» в какой-то момент стало невозможно. Губернатор Александр Хлопонин после рабочего визита в санаторий поручил Александру Горовому решить эту проблему. И с 2005 по 2011 годы включительно на озере был полный порядок. Распоряжение генерала Горового выполнялось неукоснительно, наряды ДПС и ППС появлялись возле озера регулярно, и ситуацию контролировали лично тогдашний глава Минусинского района Владимир Бугаев и начальник Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» Сергей Григорьев.
А теперь за дело взялся майор Сторожук. И я делаю выводы: если он вот так с ходу ломает многолетний порядок, если умудряется найти «заковыку» в действиях пусть и бывшего, но ведь авторитетного и, безусловно, грамотного руководителя краевого ГУВД... Если он даже собственные решения не может довести до логического завершения - я говорю о жёлтой полосе, нарисованной по его приказу: за ней совершенно спокойно паркуют автомобили, это никто не отслеживает. Так вот, если дело обстоит таким образом, то зачем я буду тратить драгоценное время?
Я снова обратился к Александру Горовому, поскольку знаю его как руководителя в высшей мере принципиального.
- Вадим Петрович, но ведь письма Льву Кузнецову и Александру Горовому - это уже последний на данный момент этап борьбы за сохранность озера. Вы обращались ко многим представителям региональной исполнительной и законодательной власти - был ли толк?
- К сожалению, и зампредседателя ЗС Всеволод Севастьянов, и председатель комитета по здравоохранению и социальной политике края Николай Глушков ограничились обещаниями, со времени которых прошло уже много месяцев, а воз и ныне там.
В конце концов, если власти соседней Хакасии (председатель правительства В. М. Зимин) сумели навести порядок на Шира, на Белё и других озёрах Хакасии, почему у нас не может получиться?
Борьба продолжается
- А Александр Шахов, нынешний глава Минусинского района, вопросом сохранности озера занимается?
- Нет. Александр Шахов вот уже несколько лет упорно игнорирует Постановление правительства Красноярского края от 29 октября 2008 года за номером 158-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - лечебно-оздоровительной местности краевого значения «Озеро Тагарское».
И знаете, меня данный факт не перестаёт удивлять. Видимо, я иначе воспитан, но отказаться от своих обязательств, снять с себя ответственность - такое просто в голову не приходит. Во многом ещё и поэтому я продолжаю бороться за судьбу озера Тагарское и Кривинского бора: я официально, на основании Постановления правительства Красноярского края № 27-п от 6 августа 2008 года назначен ответственным за охрану памятника природы.
Вот вопрос: почему глава района позволяет себе не выполнять постановления краевого правительства? Как в таком случае говорить о сильной вертикали власти - и зачем вообще нужен такой глава района? Я уже не говорю о том, что Шахов не обращает никакого внимания на многочисленные обращения в свой адрес. Так, недавно я направил ему очередное письмо с целью привлечь внимание главы района к тому, что стихийные парковки у озера - это угроза здоровью и даже жизни отдыхающих. Реакции, как всегда, не последовало. Копии данного письма, к слову, пошли также прокурору Минусинского района Алексею Афанасьеву и начальнику МО МВД России «Минусинский» Сергею Григорьеву.
Получается, что решения проблемы можно ждать лишь «сверху». Поэтому мы с главой Минусинска Натальей Федотовой, которая принимает живейшее участие в судьбе озера, обратились к губернатору края Льву Кузнецову с просьбой внести два дополнения в Постановление правительства региона № 158-п от 29.10.2008 года.
Во-первых, запретить остановку автомобильного транспорта в зоне строгого режима возле озера путём установки знака 3.27 слева и справа по ходу движения транспорта. Во-вторых, поручить администрации Минусинского района организовать автостоянки и палаточные городки согласно схеме, разработанной Томским НИИ курортологии и физиотерапии.
Неужели для наведения порядка на уникальном озере и прилегающего к нему Кривинского бора губернатору края Льву Кузнецову нужно ломать копья и передавать полномочия из ведения района, которому сам Бог велел заботиться о благе будущих поколений, в ведение более расторопных и любящих свою землю городских властей?
Неужели судьба памятника природы находится в руках пары-тройки равнодушных чиновников, и с этим нельзя ничего сделать? Равнодушия Тагарское не прощает.
Юлия АНАТОЛЬЕВА