Марика ПЕРТАХИЯ считает себя коренной краснояркой, хотя родилась в Грузии. Ей двадцать один год, одиннадцать из них она кувыркается на горных лыжах. Воспитанница Академии зимних видов спорта выступает в самом молодом для России виде спорта - фристайл-могуле (акробатика на горных лыжах). Сочи-2014 - её первая Олимпиада, и она выдержала её достойно, несмотря на то что заняла всего 17-е место.
Настоящий гений
Светлана Хустик, «АиФ на Енисее»: - Марика, могул довольно необычный вид спорта для России, в Красноярске до сих пор не было ни одного спортсмена-могулиста, который бы дошёл до Олимпиады. Почему именно он?
- Не секрет, что самые сильные в этом виде спорта - канадцы и американцы. Сложно соревноваться с теми, за кем прочно закрепилась слава первых?
- По большей части это стереотип. Да, этот спорт пришёл к нам из Канады и Америки. Но если смотреть на тренировках, мы им не уступаем, а порой даже превосходим. Нам не хватает, пожалуй, смелости и чуть-чуть веры в себя. По себе сужу: иной раз выходишь на старт - и сама не веришь, что ты это можешь. В том же фигурном катании мы привыкли, что первые, и весь мир знает. А здесь ещё нужно доказывать. Чтобы подготовить хорошего спортсмена, в могуле требуется как минимум семь лет, у Стива же было всего три года. За это время он «впихал» в нас невероятно много, объёмы были бешеные. И не зря - наш Саша Смышляев стал третьим. А до этого 20 лет вообще не было медалей. Думаю, теперь мы не будем ждать ещё 20 лет, и следующая Олимпиада будет «нашей».
Водный трамплин для Сочи
- В Красноярске достаточно условий для того, чтобы вырастить олимпийского чемпиона?
В Канаде ребёнок с самого начала тренируется на лучших трассах и оборудовании. Его потом не нужно переучивать, как нас. И практически все канадцы - в прошлом акробаты, они гибкие и пластичные, как кошки, - встали и поехали. Только поэтому они пока держат преимущество.
- Как считаешь, благодаря Универсиаде, которая пройдёт в Красноярске в 2019 году, и тем объектам, которые для неё построят, наши спортсмены смогут тренироваться дома?
- Главное - благодаря Универсиаде произойдёт колоссальная популяризация спорта. Из неё вырастут новые спортсмены, и пусть не все дойдут до Олимпиады, остальные просто вовлекутся в спорт, станут профессиональными болельщиками. А болельщик - это уже позитивный человек.
Соцсети под запретом
- Интернет гудит по поводу снятия с соревнований Евгения Плющенко. Что спортсмены думают?
- Высказывания типа «это был пиар, всё заранее спланировано и продумано» - бред. Плющенко нужен пиар? Не смешите меня. Никто, кроме него и ближайшего окружения, не знает, что на самом деле у него произошло со здоровьем, масштаб травм и т. д. Поэтому никто не имеет права его судить. Если он так поступил, значит, это было единственно возможное решение в той ситуации.
- Поддержка болельщиков спортсменам помогает? Чтобы в соцсетях писали «Мы с тобой!», с трибун кричали.
- Это здорово. Хотя перед стартами эмоциональная стабильность очень важна. А вообще, когда ты стоишь перед прыжком, а там внизу земля гудит и содрогается от того, что все топают, кричат, - это непередаваемо и очень заводит.
- Фристайл - травмоопасный вид спорта. На домашней Олимпиаде фристайлистка Мария Комиссарова во время тренировки сломала позвоночник. У ваших побед страшная цена?
- Родные сильно переживают?
- Мне кажется, они это очень хорошо скрывают. Хотя где-то в душе наверняка думают: «Что она делает…». Со мной на Олимпиаде был папа, вот там он волновался, конечно, и всем своим видом говорил мне: «Марика, держись!».