На фоне чемпионата Европы по футболу интерес к самой популярной игре в мире очередной раз подогрет. Для российских болельщиков был повод и для новых надежд, и для досады. Но, к сожалению, чемпионат для российской сборной закончился.
О футболе и не только корреспондент «АиФ-Красноярск» поговорил с футболистами отцом и сыном. Вадим Белохонов – тренер-селекционер команды «Енисей», лучший бомбардир «Енисея» за всю его историю. Аким Белохонов – воспитанник «Газпром»-Академии «Зенит», лучший бомбардир ЮФЛ-2 в сезоне – 2020–2021.
Мяч без контроля
Елена Бухтоярова: Вадим, Аким, вы наверняка пристально следите за чемпионатом Европы. Как оцениваете результаты? В частности, как и где болеете?
Аким Белохонов: Сейчас я в гостях у родителей в Красноярске. Так как по красноярскому времени игры идут в основном ночью, папа их пересматривает на следующий день. Для меня же это время комфортное. После приезда из Питера в режиме не перестраивался, поэтому спокойно смотрю матчи в реальном времени. Про игру сборной России скажу честно: она мне не понравилась, а именно стиль игры – по сути, без контроля мяча. Очень длинные передачи, попытки подобрать мяч… Это совершенно не эффективно против таких сборных, как, например, Бельгия. Если говорить в целом, то больше всего мне понравился матч Украины и Нидерландов. Притом что выиграли Нидерланды, интересных моментов с обеих сторон было достаточно.
Вадим Белохонов: Если говорить про нашу сборную, то, конечно, их выступление на чемпионате мира и сейчас – две большие разницы. Тогда у них был определённый настрой – эмоциональный, созданный главным тренером Станиславом Черчесовым. Но одного настроя уже недостаточно, необходимо, чтобы в игре было творчество, а его сейчас нет. Нужно, чтобы в этом сборная прибавляла, и тогда будет результат.
– Удивительно, что потребность в переменах видят и взрослые, и юные игроки, но вот достаточно долгое время этих перемен в игре не ощущается. В чём главная проблема, на ваш взгляд?
Аким: Проблемы идут, так скажем, с низов. Футбольных школ, академий много. Но действительно хорошие, это я понял по себе, в Санкт-Петербурге и Москве. Талантливых футболистов в восточных городах России много. Но они не могут развивать свой талант. Плюс подход к тренировочному процессу, кардинально отличающийся от футбольных стран Европы.
Вадим: Буквально в последний приезд в Петербург обратил особое внимание именно на то, как тренер даёт информацию детям. Есть определённое упражнение, игроки его отрабатывают. После тренер разбирает момент, корректирует и подсказывает. Всё четко и спокойно. У нас же в порядке вещей не разбор и работа над ошибками, а отчитывание, критика, крики. Будет ребёнок желать улучшить результат? И вообще, захочет продолжать заниматься?! Когда возвращаешься из серьёзной школы сюда, смотришь на нашу систему, становится тяжело. Нет элементарной культуры общения. Надо, чтобы наши тренеры чаще ездили в тот же Питер, перенимали стиль, опыт.
На карандаше у Аршавина
– Раз уж заговорили о стиле питерской школы, интересно узнать и о требованиях, предъявляемых к игрокам. Аким, ты уже четыре года в интернате. Уже там как родной?
Аким: И возвращаюсь туда, как домой. У нас там здорово! И условия проживания, и питание. А режим примерно такой. Подъём в 7.30. В 8.00 – завтрак. В 8.45 –тренировка. Занимаемся не менее двух часов. На одну физподготовку из этого времени уходит 40 минут. Другая часть, футбольная, – на поле. После обеда, в 13.00, начинаются уроки. Учимся в общеобразовательной школе через дорогу. Понимая, что после тренировки, а иногда и в преддверии второй, учиться не так-то просто, преподаватели к нам не так строги. Но по местным меркам учусь я хорошо: за год в основном пятёрки. Успеваю ещё и с репетитором английским позаниматься. А вот за школьные двойки могут и поругать. Поскольку все ребята приезжие, без родителей, родительские функции исполняет куратор. И за учёбой, и за режимом он следит внимательно.
– Аким, можешь сказать, что футбол тебе помогает в жизни и в учёбе?
– Футбол дисциплинирует. А дисциплина передаётся в учёбу. Все футболисты – те, кого можно назвать настоящими профессионалами, очень дисциплинированные. И у них быстро работает голова.
– Судя по игре, которую ты показал в сезоне, званию лучшего игрока и бомбардира, рекорду ЮФЛ, в быстрой работе головы и ног тебе не откажешь. Но ты признаёшься, что, в частности, в финале тебе помогло присутствие родителей.
Аким: Да, мама и папа присутствовали на игре. Причём папа видел меня на питерском поле впервые. Конечно, меня это заряжало!
– И всё же кроме присутствия родителей, чёткого тренировочного процесса наверняка есть и личные способности, и особенности, помогающие игроку быть успешным. Что это в вашем случае?
Аким: Я левша. И ударная моя нога – левая. Кстати, мой любимый футболист – голландец Арьен Роббен (Бавария), тоже левша. К сожалению, недооценённый. Но для меня он выше уровня Месси и Роналдо. У него был фирменный приём, когда он с мячом смещался в центр под левую ногу и бил в дальний угол. И никто не мог его остановить. Я пытаюсь делать что-то похожее.
Вадим: На мой взгляд, у Акима хорошая скорость – и взрывная, и дистанционная. Он хорошо работает с мячом. Обладает хорошей техникой. Даже в штрафной зоне, если Аким принимает мяч, а с ним рядом два-три футболиста, он может резко развернуть их, уйти от них, пробить по воротам и забить гол. Когда смотрел тренировку в Питере, выделил для себя двух мастеровитых спортсменов. Один из них – Аким.
Люстры в прошлом
– Путь от того, пятилетнего Акима, который делал первые шаги в футболе, до сегодняшнего, 17-летнего, подписавшего контракт с «Зенитом», не так долог, но серьёзен. Но имея дедушку, увлечённого футболом, папу – успешного футболиста, наверное, сын и внук был обречён. Генетика дала результат?
Аким: На самом деле, ещё до пяти лет мы часто с отцом и старшим братом играли в футбол дома. Да, бились люстры, но первый азарт игры появился там.
Вадим: Я думаю, что дети где-то там выбирают родителей. И в спортивную семью должен был прийти спортивный ребёнок. У нас в Красноярске есть прекрасные тому примеры. Хоккеиста Сергея Ломанова возьмите, например. Так и Аким. Имея с рождения определённые данные (бегучесть его ещё мой отец Александр Белохонов отмечал), Аким выбрал нас своими родителями-наставниками. Он и в пять лет «возил» старших на два года так, что было понятно: футбол – его тема. Желание плюс поддержка и дали результат.
– Вадим, учитывая, что сейчас ты работаешь селекционером, можно сказать, что лучший твой объект – сын. И всё же кто подметил перспективного парня, как Аким непосредственно в «Зените» оказался?
Вадим: В Казани на играх Акима заметили селекционеры. Он после этого и в «Спартак» ездил, и в московский «Локомотив». Но остаться там не захотел. А вот к «Зениту» прикипел сразу. И, судя по всему, сделал правильный выбор.
– В той игре, где был и ставший рекордным пента-трик Акима, и разгром «Локомотива» (6:0), прозвучала фраза известного спортивного комментатора Константина Генича: «Сейчас в ЮФЛ пять мячей забил Аким Белохонов. Надо запомнить эту фамилию». А когда-то Андреем Иголкиным, красноярским певцом и композитором, был написан футбольный гимн, где комментатор кричал: «И вот Белохонов забивает гол!» Гимн снова актуален. Желаем, чтобы он не терял своей актуальности и фамилия Белохонов звучала много и долго под восторженное ура.
Аким: Спасибо большое! Но для этого надо ещё много потрудиться.