Качество бензина волнует, пожалуй, каждого второго красноярца. Ежегодно фиксируются десятки случаев выявления некачественного топлива. Ситуация, когда после заправки машина начинает «чихать» или мотор просто глохнет, не редкость. Проверить бензин до того, как зальёшь его в бак, невозможно. Получается, мы покупаем кота в мешке.
Превышение в 440 раз
В этом году проблему с бензином решила взять на контроль генеральная прокуратура РФ. По всей стране пошли массовые проверки АЗС. В том числе и в Красноярском крае. Специалисты Росстандарта и Ростехнадзора выявили серьёзные нарушения в хранении и реализации топлива. Всего выявлено 292 нарушения, внесено 113 представлений, в суд направлено 9 исковых заявлений, возбуждено 38 дел об административных правонарушениях. А также объявлено 2 предостережения.
Например, в Канске заправщики продавали бензин без паспорта качества и своевременно не проверяли топливораздаточные колонки. В Дивногорске последняя зачистка резервуаров для хранения топлива на АЗС ООО «Позитив» производилась в 2006 году, хотя это положено делать два раза в год. На многих заправках нет мест, где должны храниться материалы для ликвидации разливов бензина, нет плана действий при возникновении и ликвидации аварийных ситуаций, системы для сбора загрязнённых нефтепродуктами ливневых и талых вод, а это уже безопасность не только владельцев авто, но и всего населения.
Исследовалось и само топливо. Так, в образцах дизтоплива с АЗС Formula (ИП Яшина Е. М., Красноярск) и с АЗС «Техас» (ООО «Влас», Большеулуйский район) массовая доля серы оказалась выше нормы в 440 раз.
Информацию скрывают
Более детальную проверку бензина, продаваемого на АЗС Красноярска и ближайших населённых пунктов, провели в Центре стандартизации и метрологии Красноярска.
«Буквально недавно мы впервые провели проверку качества бензина на красноярских заправках, - поясняет Алексей Боос, специалист Красноярского ЦСМ. - Закупили 10 образцов бензина Аи-92 в пяти крупных заправочных сетях города: «25 часов», «Фортуна Плюс», «КНП», «Газпромнефть» и «Магнат-РД». Нарушения выявили практически сразу: далеко не все станции размещают информацию о бензине для потребителей. Кроме того, лишь часть заправок указали происхождение топлива, хотя в основном оно поступает с Ачинского НПЗ».
«В целом на крупных АЗС бензин неплохого качества, - делает вывод эксперт, - но есть претензии к информации для потребителя, на некоторых заправках она полностью отсутствует. А вот чем дальше от краевого центра, тем бензин хуже».
Мнение эксперта
Егор Фролов, координатор ФАР в крае:
«Проверить заправки - указ президента. Краевая прокуратура разослала во все районы уведомления, что нужно провести проверку. Но список проверяемых АЗС не только был заранее известен, он к тому же достаточно короткий. В большинстве случаев это мелкие заправки. Остальные проверялись для галочки: в порядке ли документы, паспорт качества, указывается ли класс топлива… И на основании этого прокуратура опубликовала результат. Но эта проверка никак не отображает настоящий анализ топлива. А рейтинг стандартизации, не побоюсь этого слова, - заказное мероприятие. В оценочной комиссии присутствовали, а значит, тоже выставляли баллы представители автозаправочных станций. Как, вы думаете, они оценят сами себя? Мы регулярно делаем такие проверки - 70% АЗС «буторят» бензин».