Примерное время чтения: 8 минут
283

На самокатах, пароходах и в траве. Многодетная мама о бизнесе и воспитании

«АиФ на Енисее» №34 (2127) 25/08/2021
Концерты, лекции, клубы в «Квартире академика» открыты для всех.
Концерты, лекции, клубы в «Квартире академика» открыты для всех. / Татьяна ИСАЕВА / Из личного архива

«Речные истории» – про Енисей и пароходы, «Букашки в секретном месте» – про тех, кто водится в травинках, «Разноцветные истории» – про то, как выглядят дома в Красноярске. Все темы экскурсий для детей от экскурсовода Татьяны Исаевой и не перечислить. В отзывах родителей сплошные «магия», «удивительно», «душевно». Мы поговорили о том, как многодетная мама с тремя детьми успевает придумывать и проводить мероприятия, которые делают маленьких красноярцев чуть более культурными и воспитанными.

«Квартира академика»

Нина Фатеева: Мы сейчас беседуем в очень уютной комнате культурного центра «Квартира академика». Что это за место и как оно по­явилось?

Фото: Из личного архива/ Татьяна ИСАЕВА

Татьяна Исаева: «Квартира академика» появилась недавно в микрорайоне Новый Академгородок как общественно-культурный центр, где любой горожанин может организовать либо посетить интересные мероприятия. Проект задумывался как «Квартира академика», потому что это пространство – небольшая аллюзия к тому времени, когда с института физики началось рождение нового микрорайона. Она обустроена как квартира советского периода, пусть и не совсем классическая. На первом ярусе у нас а-ля актовый зал со стульями и библиотекой для более массовых мероприятий. А для камерных встреч предназначен второй ярус, где мы сейчас находимся, в виде советской кухни. Вещи и мебель того времени искали с особой любовью и бережностью. В советское время на кухнях устраивали квартирники, лектории, дискуссии. Мы хотели воссоздать похожую атмосферу. Тут проходят камерные концерты, мастер-классы, учёные читают лекции, запустились Книжный клуб и клуб «Виниловые вечера». Я свою должность охарактеризовала как «ивент-менеджер», то есть человек, отвечающий за организацию и создание атмо­сферы.

– А кто к вам обычно приходит – взрослые или молодёжь?

– Тут сформировался круг людей, которые постоянно приходят на все события. Возраст разный: например, на лекцию об Отечественной войне 1812 года пришла молодая девушка, выпускница школы. На собрание Книжного клуба в прошлый раз неожиданно пришли дети, наверное, потому что мы хотели обсудить «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». Вообще, у нас взрослые литературоведческие и культурологические обсуждения, пришлось перестроить общение. После этого мы решили открыть ещё один Книжный клуб – детский.

Декрет – время для идей

– Я наблюдаю в «Инстаграме»: вы ведёте экскурсии по городу, открыли Школу культурного человека, сейчас ещё и «Квартиру академика». Не слишком ли много проектов для одного человека?

– Это история про то, как важно попасть в некую обойму, в круг людей, близких по духу, которые тебя вдохновляют, общение с которыми приводит к разным идеям. Я никогда не скажу: «Да нет, у меня большая загруженность, я, пожалуй, откажусь». Нет, мне всё интересно, во всём хочется поучаствовать. Недавно хотела отказаться от экскурсий на самокатах, но в финале подошли родители с вопросами, когда будет следующая, когда новый набор в Школу культурного человека. Как отказать?

– Вы мама троих детей. Я так понимаю, что всё самое интересное придумалось как раз в декретном отпуске?

– Да, я сейчас в декрете с третьим ребёнком, и у меня по­явились время и возможность делать проекты именно так, как я их вижу. Пока работаешь, основное внимание уходит на рабочие процессы, не всегда хватает времени что-то додумать и докрутить. В декрете я подружилась с девочками, которые организуют мероприятия городского масштаба Mom’s Bazaar. А они известные затейники, и помогли мне от материалов и наработок продвинуться к готовым культурным проектам.

– Школа культурного человека – это штучный немассовый проект. В неё приходят, как я вижу, дети родителей, которые специально много задумываются над воспитанием?

– Идея пришла, когда на улице стало очень холодно и начались ограничения в музеях, когда нельзя было набирать большие группы. Из этого родился камерный проект для детей в возрасте 6+ с неформальными уроками в музеях. Я хотела сделать образовательный проект, показать детям музеи под определённым углом зрения. Дети учатся высказывать свою точку зрения, выполняют задания и в финале защищают проект. В первом наборе они делали свою выставку. Во втором, на выставке «Путь к успеху» на пароходе-музее «Св. Николай», дети готовили рассказы об известных красноярцах.

Как научить детей читать?

– Как всё это успеть с тремя детьми?

– Я ничего не успеваю! Недавно пыталась подбить хвосты: проверить форму, сориентироваться в навигаторе и записать всех на кружки. Пока не удалось, хорошо, что время ещё есть. А если серьёзно, чтобы совмещать проекты и детей, нужно научиться делегировать обязанности. Старшего сына прошу вымыть пол, самостоятельно складывать вещи. Не сижу с ними часами за уроками. Бывает, конечно, узнаю, что дочь постоянно забывает принести тетрадь со сделанной домашней работой. Но столкновение детей с ошибками воспитывает в них ответственность. Бывает, сделают плохо домашнюю работу – я сочувствую и верю, что они могут постараться и сами исправить. У сына как-то была проблема с технологией, я часами пыталась помочь, нервничала, пока муж мне не запретил вмешиваться. Что самое удивительное, после этого сын стал делать сам, и всё наладилось.

– У вас педагогическое образование. Представление о воспитании детей сильно изменилось, после того как они у вас появились?

– Все представления о воспитании детей до их появления можно выкинуть сразу. И то, что твой культурный ребёнок никогда не будет орать, лёжа на полу в магазине. И то, что никогда-никогда не будешь ругаться, а всегда разговаривать на равных. И то, что никогда ради получаса тишины не включишь мультфильмы. Чтобы ответить на письмо или звонок, включишь любой мультфильм! Но кто из родителей осудит меня? А каждый ребёнок – это новый тип взаимодействия. Нельзя накопить опыт с одним и потом постоянно его воспроизводить.

Приведу пример, как мы прививали любовь к книгам. Старший обожал слушать любые книги с девяти месяцев, никогда их не портил. Сейчас ему трудно начать читать, но если посадить за книгу, мы теряем его на сутки. Средняя дочь любила активно подрисовывать и ставить пометки в книгах. Ей невозможно что-то порекомендовать, она читает только то, что нравится. И вот в нашей читающей семье появляется младшая дочь, которая вообще не переносит, когда мы начинаем читать вслух! Она разрешала читать только одну книгу – «Про девочку, которая плохо кушала», и мы читали её целый год. Недавно она разрешила прочитать вторую книгу – «Федорино горе». Мне очень важно, чтобы дети любили читать, потому что это основа их интеллектуального развития в будущем.

Кого растит общество?

– Многие современные родители зачастую в растерянности от того, как быстро меняются подходы к воспитанию детей, каждый год появляется новая теория, которая опровергает все прежние методы. Как в этом не потеряться?

– В современном обществе точки зрения меняются очень быстро на противоположные. То же самое и с воспитанием детей. Моё педагогическое образование дало мне основательную стартовую базу знаний, плюс у меня мама преподаёт, и она очень хороший классный руководитель с внимательным душевно-личностным подходом к детям. У меня есть сформировавшиеся точки зрения на вопросы развития детей, и они не изменятся. Приведу пример: в последние годы детям вдруг стало нельзя трудиться. Сухомлинский давно всё сказал на эту тему: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». Как педагог, не понимаю, что произошло, кого пытается вырастить общество, если детей не зовут на субботники, не поощряют их самостоятельность, а генеральную уборку в классах делают мамы.

Досье
Татьяна ИСАЕВА. Родилась в Красноярске. Окончила КГПУ им. В. П. Астафьева по специальности «русская литература». Работала: преподавателем в политехническом университете, в фонде «Общественное мнение». В настоящее время – в Литературном музее им. В. П. Астафьева и культурном центре «Квартира академика». Замужем, трое детей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах