Несмотря на то что Аделем Абдрахимовым создано значительное количество узнаваемых скульптурных образов, которые украшают улицы Красноярска и края, его наследие до сих пор полноценно никем не изучено. Лишь некоторые фрагменты творческой и человеческой биографии мастера по крупицам собрала Любовь Шаповалова, красноярский искусствовед.
У художников своё оружие
- Любовь Ивановна, мы достаточно знаем о литературе, музыке, живописи родного края. Но скульптура, как часть культурного наследия, большинству представляется чем-то заштампованным. На память приходят памятники, бюсты вождей народа, деятелей революции. Но ведь были герои, достойные образного воплощения, и в этой области?
- В июле 2015 года скульптору Абдрахимову исполнится 100 лет. Адель Хакимович - уникальная личность. Таких долгожителей среди творцов подобного плана просто больше нет. Его непосредственно коснулись все катаклизмы и катастрофы XX века. Родился он в 1915 году во время империалистической войны.
Как вспоминает сам Адель Хакимович: «Отец был взят в армию Колчака и умер от заражения крови в возрасте 40 лет. Мама одна подняла троих детей. С пятнадцати лет я начал работать, на катере ходил на север. В 1938 году наша семья переехала из Енисейска в Красноярск, и я пошёл работать на фарфоровую фабрику. Там делали из глины посуду: бокалы, чашки. Глина была желтовато-сероватого цвета. Работа была ручная».
Именно тогда, на фарфоровой фабрике, молодой Абдрахимов понял, что его призвание - работать с формой. Но до скульптора было ещё далеко. Началась Великая Отечественная война.
- Без военной темы мы не представляем себе творчество Виктора Астафьева. Чем она стала для скульптора?
- В 1941 году Абдрахимову было уже 26 лет. Воевать ушёл добровольцем. Попал на Волховский фронт в лыжный истребительный батальон. Их дивизию выгрузили под Вологдой, и они 700 км шли пешком к Новгороду. Когда подходили к линии фронта, начались тяжёлые бои - нужно было прорывать ленинградскую блокаду.
Ему довелось освобождать места, связанные с памятниками художественного наследия страны. Жемчужину архитектуры - старинную усадьбу Аракчеева, имение Державина в Званках - 60 км от Новгорода, старые строения которых были превращены в руины. Это, безусловно, стало для него сильным впечатлением войны.
18 января 1943 года в ходе наступления на Волховском и Ленинградском фронтах блокада была прорвана. В одном из тяжелейших боёв под станцией Мга Абдрахимов получил тяжёлое ранение. Госпиталь, демобилизация. Вернувшись в Красноярск, Адель Хакимович застал здесь много эвакуированных художников, его приняли в товарищество. Тыл работал на Победу. Художники своим «оружием» отстаивали Родину: создавали графические листы окон ТАСС, в выразительной форме извещавшие о состоянии дел на фронте, призывавшие к борьбе с фашизмом в глубоком тылу. На тематических и передвижных выставках, которые устраивались и в госпиталях, были представлены живописные и графические работы, посвящённые войне и будням тыла.
Гений-самоучка
- С чего начал своё творчество Абдрахимов, ведь заканчивать институты в то время было некогда?
- Он имел природный дар. Когда вернулся с фронта, в Красноярске в ссылке находился известный в первые десятилетия советской эпохи скульптор Георгий Лавров. Для Абдрахимова это был подарок судьбы. Лавров прошёл школу у крупнейших европейских скульпторов XX века, учился в Париже у Бурделя. Начинающий художник быстро усвоил в работе Лаврова то, чего ему не хватало. Им вместе довелось выполнять заказы по оформлению общественных учреждений.
Конечно, первыми героями Абдрахимова были вожди народа, борцы за революцию и советскую власть. Красноярскому краю с этим повезло - в одной ссылке столько народу перебывало!
Адель Хакимович вспоминал курьёзный случай: «В 1947 году его товарищ по цеху скульптор Дмитриев получил заказ из Шушенского на изготовление скульптуры Ленина. Сделал в мраморе. Повёз в Шушенское. Там работа не понравилась. Дмитриев обиделся и, когда сплавлялся обратно по Енисею, замазал скульптуру и бросил на берегу».
Обращался он и к образам Героев Социалистического Труда. Но в его портретах тружеников, председателей колхозов нет пафоса, лощёной импозантности. Скорее, человечность, простота и природная мудрость. Позже он переходит к людям науки и культуры. Адель Хакимович вспоминал курьёзный случай: «В 1947 году его товарищ по цеху скульптор Дмитриев получил заказ из Шушенского на изготовление скульптуры Ленина. Сделал в мраморе. Повёз в Шушенское. Там работа не понравилась. Дмитриев обиделся и, когда сплавлялся обратно по Енисею, замазал скульптуру и бросил на берегу».
Образ академика Киренского сделан в разных материалах. Удачным считаю решение мемориальной доски для Дома-музея художника В. И. Сурикова. Не объёмным рельефом, как обычно на мемориальных досках, а углублённым, создающим особые тени и особую выразительность образа. Ещё одна из известных работ Абдрахимова - портрет молодого Дмитрия Миндиашвили (1982), известного во всём мире мастера спорта, тренера и основателя школы по вольной борьбе. Мощная форма, пластика, заряженная внутренней энергетикой, - одним словом, человек-бастион. Пожалуй, так прославленного тренера никто не смог изобразить. Не забывал он и героев Великой Отечественной войны. Известно по крайней мере около десяти его портретов солдат, участников войны, Героев Советского Союза.
Монумент за полярным кругом
- Конечно, у настоящего художника не может быть любимых и нелюбимых работ. Но бывают самые выстраданные, в которые вложена вся душа без остатка…
- Одна из самых знаменитых его скульптур - памятник русскому полярному исследователю Никифору Бегичеву, установленный на Диксоне. Это высочайшее достижение как по исполнению, так и по сути. Единственный монумент за Полярным кругом. Памятник высотой больше 4 метров нужно было не только изготовить, но и привезти на теплоходе и водрузить.
С личностью Бегичева у Абдрахимова было связано довольно много. Он учился в школе с его детьми, ходил с ним по одним улицам в Енисейске.
Он много читал исторических материалов о нём, съездил на Диксон. Работая над монументом, уже компоновал его из расчёта на мыс, где он будет установлен. Интересно, что до Абдрахимова этой личностью в России и в Красноярском крае мало кто интересовался. Тогда как норвежцы чтят и помнят его до сих пор. Ведь именно он в своё время нашёл останки пропавшей норвежской экспедиции Амундсена, которая сгинула на Таймыре. Кстати, за это норвежцы подарили Бегичеву золотые часы с гравировкой «Никифору Бегичеву благодарная Норвегия».
Сам памятник путешественнику выполнен из бетона и уже давно обветшал и разрушается. В 2010 году, в канун 95-летия Абдрахимова, мы обращались в администрацию Диксона и министерство культуры края с просьбой перевести его в металл. Более того, прямо под памятником находится прах Н. Бегичева - он умер там же, на Таймыре. Это монумент уже не регионального, а федерального значения. Но получили отказ - нет средств.
- Мы порой излишне превозносим совершенно не значимые, проходящие события в нашей жизни и пропускаем действительно стоящие вещи, представляющие эпоху. Так произошло и с творчеством Аделя Хакимовича?
- Покажет время. Он не стремился быть на виду, не боролся за присуждение званий, его статус - творческий труженик. Самое печальное -почти всё так и осталось в гипсе, который, конечно, подвержен разрушению. Многое может быть утрачено. Нужно позаботиться о сохранности. На сегодняшний день его наследием занимаются родные. Они на свои деньги устраивают персональные выставки, печатают буклеты и продолжают заботиться о своём легендарном отце, деде, сохраняя таким образом не только историю своей семьи, но и культурное наследие края.
Кстати
15 мая в музее художника Б. Я. Ряузова (ул. Ленина, 127) открылась персональная выставка скульптора А. Х. Абдрахимова, посвящённая 100-летию автора и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.