«Сейчас общество готово потреблять лишь то, что легко усваивается. На то, чтобы дать своей душе потрудиться, чтобы понять произведение искусства, зачастую у человека нет ни желания, ни времени», - считает Ольга Атрощенко, хранитель фонда живописи Государственной Третьяковской галереи.
Искусствовед приезжала в Красноярск, чтобы поучаствовать в подготовке выставки «Картина с сильным характером», посвящённой 125-летию со дня создания Василием Суриковым полотна «Взятие снежного городка». Экспозиция действует в Красноярском художественном музее имени В. Сурикова до 20 марта. В преддверии дня рождения знаменитого земляка (24 января) мы побеседовали с гостьей о том, почему произведения XIX века по-прежнему вызывают ажиотаж, и о том, может ли фотография заменить живопись.
Не мог писать
- Ольга Дмитриевна, «Взятие снежного городка» - полотно лихое, жизнелюбивое. А писал его Суриков после смерти любимой супруги. Что помогло ему восстановить силы?
- О личной жизни Сурикова возникает много вопросов. Например, почему он женился на этой экзотической француженке? Не казачка, да к тому же, в противоположность его горячему темпераменту, ещё и болезненное, рафинированное существо. Он же был к ней сильно привязан, а после её смерти постоянно бывал у могилы, лил горькие слёзы. Но в отличие от Нестерова, который, также потеряв супругу, спасался в интенсивной работе, Суриков не мог писать… В подавленном состоянии он приехал на родину в Красноярск. Видимо, сибирская природа, его семья, казачьи традиции обладали возрождающей силой, и он здесь вновь обрёл жизненную энергию. А народную забаву, что подарила сюжет для новой картины, он наблюдал из окна своего дома - здесь у вас, у нынешнего стадиона «Локомотив».
Обогащающая среда
- А стал бы Суриков Суриковым, если бы не казачье детство?
- Казачья среда заложила характер. Это видно даже в том, как он держит кисть, как она движется по холсту, как рождаются его акварели… И потом, сколько работ создано в Красноярске! Его бесконечно вдохновляли образы казачек, «прекрасных видом своим». Ведь и Полину Щербатову, супругу знатнейшего аристократа, он для своего портрета одевает в шугу (верхняя одежда наподобие телогрейки. - Т.А.), в платок, и закалывает его под подбородком, как носят в Сибири. На его картинах улыбающиеся лица с открытыми взглядами, в этюдах горят цвета, орнаменты, и всё выполнено с большим талантом, любовью. Эти образы и создали его индивидуальность.
- В то же время, если бы он не переехал в Санкт-Петербург, смог бы развиться в Сибири?
- Не думаю. Хоть передвижники и критиковали Академию художеств, но Крамской, вышедший оттуда со своей группой, когда стал писать большую картину «Радуйся, царю иудейский!» («Хохот»), не смог справиться с композицией. Поступив туда, Суриков попал в обогащающую среду. Крупные картины, которые он в результате научился писать, сразу стали сравнивать по значимости с великими операми Мусоргского.
- В самом деле, уже дебютный холст Сурикова «Утро стрелецкой казни», выставленный у передвижников, произвёл фурор. Почему столичная публика так горячо восприняла неизвестного художника из глубинки?
- Сильную реакцию вызвало то, с какой глубиной он описал переломный момент российской истории. Помните, в начале XX века философы писали, что истоки русской революции - в петровской смене курса от патриархального уклада к преобразованиям? Но Суриков поставил перед собой вопрос, что в это время испытывали люди, и попытался на него ответить. И картин такого масштаба, именно с точки зрения раскрытия внутреннего драматизма, прежде не было. Пётр I изображён обособленным, наблюдающим за приготовлением к казни жёстким взглядом. Стрельцы же, шедшие на смерть, показаны гордыми, независимыми, сильными.
Ностальгия по ушедшему?
- Что картины Сурикова способны сообщить нам сейчас? По-прежнему ли они актуальны?
- Когда мы делаем выставки, хотим понять, что видит современный зритель. На недавнюю выставку картин Серова пришло огромное число людей. Это феномен, почему люди так горячо отреагировали. Может быть, у современного человека есть глубинная ностальгия по дореволюционной России, которую мы не сможем вернуть?
Когда я смотрю на «Взятие снежного городка», я вижу образ жизни людей, совершенно не похожий на наш. Кажется, они крепче стоят на земле, более здоровы и жизнеспособны. Хотя что, собственно, изображает картина? Игру. Мы сейчас играем так? Нет, чаще - в компьютерные игры… Человек живёт в виртуальном мире, в иллюзии самодостаточности, утвердившись почему-то в представлении, что ему ничего не нужно, кроме этого экрана. В то время, которое запечатлевал Суриков, все были нужны друг другу. С каким вниманием он рисует каждого человека на картине! Картина несёт в себе зрителю импульс жизнелюбия.
То, что сделал Суриков, обессмертило его имя. Как это случилось, невозможно объяснить, ведь творчество - таинство. Сюжеты его картин и рождались как тайна. Как-то приехал с семьёй отдохнуть на дачу. Домик сняли с низким потолком. У него возникли ассоциации с гордым Меншиковым, оказавшимся в ссылке в Берёзове. Или Волошин оставил воспоминание, что ворона, которую художник увидел на белом снегу, вызвала у него сравнение с боярыней Морозовой. Потом уже появились детали: и сани поехали, и рука поднята именно так… И блаженный на снегу тоже в этой картине нужен.
- А в современной России есть художники столь же мощного дарования, как Суриков?
- Мне кажется, нет. Я придерживаюсь мысли, озвученной Бердяевым ещё в начале XX века, что мы сейчас вступили в период, когда общество переходит из фазы культуры в фазу цивилизации и готово, главным образом, к потреблению того, что легко усваивается. А для восприятия произведения искусства нужно совершить труд. Мы достигли такой стадии цивилизованности, что стираются грани самобытности, народности. Например, во время этой поездки в Красноярск я искала гостинцы друзьям в Москву, которые были бы характерны именно для Сибири. Не нашла. Здесь почти всё так же, как в Москве. Даже если стоит в городе несколько юрт, это ведь не потому, что люди в них живут. Это артефакт для зарабатывания денег, а не феномен культуры и жизни. По-моему, Малевич поставил точку в форме квадрата под старым искусством и открыл горизонты для нового - возможно, неведомые и для него.
- А, может, и вовсе не нужна больше живопись, ведь так активно развивается фотография?
- В том-то и дело, возникает вопрос, нужно ли вообще искусство? Об этом Бердяев тоже писал. Что, как только мы вступаем в стадию цивилизации, нам нужна хорошая ванная, много магазинов, мобильность передвижения, но сконцентрироваться и поразмышлять о чём-то уже становится сложнее. Да, есть фотографы, которые создают подлинные произведения искусства. Но ведь почему-то во времена Сурикова художники считали унизительным писать портреты по снимкам. И Серов отверг предложение создать портрет Николая II по фото. Император позировал ему для портрета16 сеансов. Ведь художник не просто передаёт сходство, а старается постичь свою модель, понять характер, создать произведение. Каждый старается предстать творцом.
Досье:
Ольга АТРОЩЕНКО родилась в 1956 году в Тульской области. Окончила Тульский педагогический институт. Кандидат искусствоведения, хранитель в отделе живописи второй половины XIX - начала XX века Государственной Третьяковской галереи. Куратор выставок «На пути к импрессионизму», «Елена Поленова», «Константин Коровин», «Валентин Серов».
Мастер исторических полотен. Жизнь Василия Сурикова в картинах
Картина «Взятие снежного городка» Суриковым была написана на одном дыхании: начата зимой 1889-1890 годов, а уже 9 марта 1891 года представлена на XIX передвижной выставке. «В «Снежном городке» мне хотелось передать впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи, - говорил Суриков. - В первый раз я видел, как «городок» брали, за Красноярском, на том берегу Енисея. Мы от Торгашиных ехали. Толпа была. Городок снежный. И конь чёрный прямо мимо меня проскочил, помню. Это, верно, он-то у меня в картине и остался».
Однако картину прохладно встретили и публика, и критика - посчитали несерьёзной, бессодержательной, безыдейной. В отличие от предыдущих картин В. И. Сурикова её с выставки не купили, и полотно путешествовало с передвижной выставкой по Москве, Харькову, Киеву, Елисаветграду, Одессе, Кишинёву, Полтаве. Купил её коллекционер фон Мекк лишь в мае 1899 года. Потом её приобрёл Русский музей. А в 1900 году живописные достоинства сияющей снежной симфонии, яркий национальный колорит были отмечены в Париже на Всемирной выставке серебряной медалью.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.