Ровно 48 лет назад 18 апреля 1967 года завершилось строительство Красноярского водохранилища. В настоящее время Экспедиционный центр Русского географического общества в Сибири начал масштабный проект по поиску следов поселений, затопленных почти полвека назад ради создания новой ГЭС - крупнейшей на тот момент в мире. Исследователи хотят нанести точное расположение погибших населённых пунктов на современные карты, отыскать стены старинных церквей, установить на берегу и в водах рукотворного моря памятные знаки о некогда густонаселённых местах.
Красноярское море (именно так называют водохранилище местные жители) - один из обширнейших искусственных водоёмов в мире. Оно образовалось в шестидесятые годы прошлого века при строительстве Красноярской ГЭС, похоронив под своими водами 132 населённых пункта, в том числе три райцентра. Один из районов - Даурский - навсегда исчез с карты региона. Под воду ушли и одни из первых русских поселений в Сибири - Караульный и Абаканский остроги. Водохранилищем было затоплено 120 тысяч квадратных километров сельскохозяйственных земель, из этих мест переселено около 60 тысяч человек.
Ледовая разведка
У истока исследований стоит Владимир Черников, известный красноярский велопутешественник, краевед, член РГО. Идея вызревала десятилетиями. Копился опыт походов, откладывались в памяти разговоры с родственниками, появлялись знакомства с интересными людьми.
Путешественник ещё зимой отправился на водохранилище, где искал ориентиры и людей, что помнят затопление деревень. Врезалась в память первая поездка.
«К концу дня мне с трудом удалось добраться до места, где когда-то стоял Абаканский острог, - старое село Краснотуранское. Кругом всё заснежено, многокилометровые торосы и трещины. Лопающийся под колесами лёд провоцирует первобытный страх. Темень: только я и свет велосипедного фонаря. А подо мной - трёхсотлетняя история. Зацепило! Я отправил волновавшимся за меня смс, получил от них восторженные отзывы и неожиданно понял, что это именно то дело, которому можно посвятить жизнь», - говорит Черников.
Малая родина
Прибрежные енисейские земли были одним из центров русского заселения в регионе. Некогда форпост от южных кочевников, с середины XVIII века они активно заселялись переселенцами из европейской России. Это были богатые и хлебородные места. Спустя два века пришло новое время - с его индустриальным развитием, масштабными стройками и трудовыми подвигами. Возле Красноярска быстрыми темпами возводилась ГЭС, южнее которой появилось водохранилище.
В 1964-1967 гг. были затоплены земли Емельяновского, Даурского, Новосёловского, Краснотуранского и Минусинского районов Красноярского края, Боградского района Хакасии. В короткие сроки изменилась жизнь десятков тысяч людей, которые были переселены из мест затопления. Взамен им давали жильё в молодом Дивногорске и окрестных деревнях. Многие были переселены в новые посёлки со старыми названиями: Новосёлово, Краснотуранск, Даурское, Сарагаш.
Крепкие дома разбирались и перевозились на новые места, за прочие - разрушенные и сожжённые - полагалась компенсация. Деньги платились за все постройки, огороды, каждое деревце или ягодный куст.
Спустя почти 50 лет о покоящихся на «морском» дне деревнях напоминают лишь пять крестов и два памятных знака: в Новосёлове и Даурском. Остальные остаются в забвении. Даже в музеях тех районов, что попали в зону затопления, экспозиций по истории затопления никаких нет. А ещё потомки переселенцев рассказывают, что далеко не все постройки перевозили. Некоторые так и остались целиком погребены под толщей образовавшегося водоёма. Где-то сохранились целые улицы и - на пригорках - каменные церкви. Пролить свет на тайну, покрытую десятками метров воды и толстым слоем ила, помогут исследователи-дайверы.
Песок и фундамент
Недавно Владимир Черников провёл очередную велоразведку. Группа путешественников проехала по льду от Абакана до Новосёлова. В экспедиции участвовали метеоролог из Дивногорска Никита Вохмин и врач-хирург из Шира Павел Сургутский. Всех объединяет велосипед и увлечение краеведением.
«Мы собрали много новых обстоятельств истории затопления, обнаружили неизвестные фотографии церквей и старые карты, - подводит предварительные итоги путешественник. Нанесены координаты почти двух десятков старых поселений: казачьей станицы Бузуново, сёл Усть-Сыда, Анаш, Беллык, Усть-Ерба, деревень Биря, Быскар, Кокорево и других».
Сейчас вода в водохранилище сильно упала, и на месте старой Усть-Ербы стали видны фундаменты домов: две улицы деревянных столбиков, вкопанных в землю. Но от Бузунова и Батени остался лишь рыхлый песок.
«Страшно. Нужно каждой деревне ставить памятный крест как символ распятия малой Родины. И всем миром создавать музей затопленных деревень: серп, найденный на месте бывшей Усть-Ербы, - первый экспонат. Думаю, что такой музей должен быть в городе Дивногорске, как бы рождённом затопленными деревнями», - делится своими планами Черников.
В копилку истории добавились новые рассказы старожилов. Только в Усть-Ербе путешественники пообщались более чем с 20 стариками, помнящими время до прихода «большой воды». Отношение у них неоднозначное - с одной стороны, люди получили взамен старых халуп современные и просторные квартиры, бесперебойное электроснабжение (раньше лишь иногда включали дизель, работавший от трофейного двигателя с немецкого танка «Тигр»), водопровод и другие блага цивилизации. Но потеряли красоту природы, сельский дух и свой многовековой уклад.
Имевшее перспективу стать районным центром село, где проживало более тысячи человек, - с огромной школой, объектами соцкультбыта, развитой экономикой, - превратилось в заурядную деревню с давно утраченной претензией на посёлок городского типа.
Исторический дайвинг
Летом в планах экспедиционного центра РГО СФО - более масштабная экспедиция: предстоит подняться на яхтах по Красноярскому водохранилищу и исследовать месторасположение затопленных сёл и деревень. Подводные пловцы и водолазы, имеющие опыт глубоководных погружений, будут искать стены каменных церквей и установленные в них старинные, 1909 года, геодезические знаки.
«Занимаемся подготовкой парусной регаты. Есть вполне достоверные сведения, что при затоплении уцелела Комская церковь, и в 1970-х годах, при сбросе воды, над поверхностью водохранилища выступала её колокольня. Каменные церкви сохранились также в сёлах Караульный Острог, Дербино, Езагаш, Кривошеино и Анаш. Нырнём и поищем», - делится планами Черников.
А в районе горы Толгат Балахтинского района, неподалёку от Караульного острога, можно было бы поставить часовню на воде. Кузнечный художник Егоров уже работает над проектом типового памятного знака, который предполагается устанавливать около мест расположения затопленных поселений.
Главная цель нашего проекта - сохранить в народе память об истории и культуре затопленных Красноярским водохранилищем деревень. Этому должен предшествовать важный и самый трудоёмкий этап - исследование дна водоёма, фиксация координат объектов, их описание. Сейчас мы обсуждаем аспекты взаимодействия с краевой Федерацией парусного спорта. Для работы под водой будут привлекаться не только любители, но и профессиональные водолазы с необходимым оборудованием. Мы рассчитываем на участие в проекте и Красноярской митрополии РПЦ. Когда будет точно определено местоположение затопленных церквей и храмов, водолазы постараются поднять фрагменты зданий, которые планируется передать в местные музеи. Духовная составляющая всей этой задумки, пожалуй, не менее важна. Совместно с МЧС обдумываются варианты установки памятных бакенов на водной поверхности водохранилища. Наш общий долг - сохранить память и уважение к нашим землякам, которым пришлось покинуть свою малую Родину, чтобы Красноярская ГЭС стала одним из основных производителей электроэнергии в Сибири. Создание музея затопленных поселений - главный результат проекта.