В пресс-центре «АиФ на Енисее» прошла «Народная приёмная» по вопросам ЖКХ. Обычно мы сами выезжаем в районы края, но в этот раз решили пригласить читателей в редакцию. Жилищно-коммунальная сфера в правовом отношении очень запутана. А потому большинству собственников жилья важно получить разъяснения по конкретному вопросу. В нашей «приёмной» читателям помогали специалисты краевого консультационно-правового центра по вопросам ЖКХ и общественного движения «Народный контроль в ЖКХ».
Кто поможет…
Всего принять мы смогли больше 20 человек. Приезжали к нам не только из Красноярска - были гости из Балахтинского района и Тувы. Некоторые приходили с внушительными папками документов. Люди порой борются с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями годами, но результата нет. Поэтому большинство и не хочет ввязываться в эти коммунальные войны.
Первой ещё до начала работы «приёмной» приехала Евдокия Шагова. Женщине 82 года, и понятно, что добраться до нас ей было непросто. Но ситуация у пенсионерки безвыходная. Она уже несколько лет живёт в газифицированном доме. Правда, газ у неё обрезан. Всё по закону - у Евдокии Алексеевны есть справки - по состоянию здоровья пользоваться она им не может. «Я две клинические смерти на фоне аллергии пережила, да и с памятью у меня уже по возрасту проблемы - не закрою заглушку - и всё…».
Но за электроэнергию женщине нужно платить, как и всем жителям газифицированных домов, - по завышенному тарифу. Она считает это несправедливым и принципиально платит меньше. В итоге - долг 4 тыс. руб. и лишение льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. А Евдокия Шагова - вдова ветерана войны, сама ветеран труда и ветеран тыла. К кому она только ни обращалась, ответ один: вы не правы, платёжки от энергетиков приходят правильные. Вот вроде всё по закону, но как-то не по-человечески. Мы попросили взять эту ситуацию на особый контроль - ею будут заниматься и специалисты консультационного центра, юристы-общественники.
За что платим...
Со своей бедой пришла и Любовь Горнакова. Живёт она вместе с мужем на последнем этаже дома. И у них постоянно течёт крыша. Уверяет, что за 47 лет в квартире уже 30 раз делали ремонт. «Последний раз я четыре года ждала, пока УК приведёт в порядок крышу. Дождалась - получила даже от них письменное подтверждение, что всё в порядке. В очередной раз сделала ремонт, а 8 марта нас снова затопило...». Председатель движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков посоветовал женщине полного возмещения убытков добиваться через суд, тогда как УК согласна возместить лишь часть потерь в виде уменьшения платежей за жилищные услуги.
Не хотят коммунальщики вникать в суть проблем тех, кому они обязаны оказывать услуги. Так, Надежда Дмитриевна живёт в частном доме возле Качи. Ей стали приходить платёжки на воду якобы за полив земли. «Но мы ничего не сажаем, у нас участок-то крохотный, да и сил нет. Просила, чтобы пришли из «Водоканала» и разобрались в ситуации, но они отказывают». Специалисты консультационного центра пообещали, что сами передадут заявку в организацию и инспектор обязательно придёт с проверкой. Почему свою работу нельзя выполнять без пинка сверху, вопрос в подобных ситуациях риторический…
Война за собственника
Часть тех, кто обратился в нашу «приёмную», приходили за консультацией, как сменить УК или ТСЖ. Так, Татьяна Яганцева, которая всю жизнь проработала экономистом, возмущена тем, что их товарищество не даёт провести ревизию. А сметы, по мнению женщины, явно завышены. Татьяна Викторовна уже сама изучила все законодательные акты по ЖКХ и старается просвещать своих соседей. «Таких копий я сделала 500 штук на свои деньги и разнесла по квартирам, - рассказывает женщина и показывает статьи по капитальному ремонту из «АиФ». - Я вообще уже 35 лет- подписчик вашей газеты, и многие материалы мне помогают разобраться в коммунальных проблемах».
Сложнее ситуация у Елены Пахомовой. Она приехала из Балахтинского района из села Кожаны. А в глубинке, как мы не раз убеждались, бороться за свои права в разы сложнее. Елена - председатель ТСЖ «Кожаны-1». Уверяет, что местная власть ведёт агрессивную компанию по навязыванию селянам услуг одной из обслуживающих компаний. Жалобы в прокуратуру, по словам женщины, никаких результатов не дают. Елена даже показывает поддельные заявления для выхода из её ТСЖ, которые ей передала администрация, - все действительно написаны одной рукой. «Платёжки мои из ящиков вытаскивают, вводят людей в заблуждение. Даже порывы канализации в домах специально устраивали, только чтобы мне насолить». Вот такая война за деньги собственников.
В бой идут старики
Конечно, распутать в одночасье клубок проблем в ЖКХ невозможно. Но, зная, как поступательно действовать, добиться справедливости реально. И управляющие компании в нашем городе с трудом, но меняются, и собственники перерасчёта по квитанциям добиваются. Главное, не нужно всё спускать на тормозах. Мы собственники, и мы нанимаем тех, кто убирает и ремонтирует наши подъезды. И большинство из тех, кто обратился в нашу приёмную, уходили из редакции с конкретным планом действий. А это уже немало.
Капитальная модель
Валерий Зубов, депутат Госдумы:
Государство фактически отказалось от финансирования капитального ремонта домов, переложив бремя расходов на плечи граждан.
Чтобы привести сети в рабочее состояние, ликвидировать ветхое жильё, провести капитальный ремонт, ещё шесть лет назад нужно было 10 трлн руб. - годовой федеральный бюджет. Таких средств ни в регионах, ни у населения нет.
Нужно немедленно сконцентрироваться на своих внутренних проблемах, не прибавляя ни одной новой, - это одна из причин, по которой я не проголосовал за популярное решение по Крыму. Проблемы накапливаются быстрее, чем у нас формируются резервы. И в первую очередь решить вопрос ЖКХ. Но, к сожалению, позавчера в Госдуме в очередной раз отвергли закон о госрегулировании тарифов на услуги естественных монополий. А ведь именно с этого нужно начинать. Растут тарифы на естественные монополии, следовательно, постоянно растут затраты в ЖКХ! О каком капитальном ремонте на средства простых красноярцев может идти речь?
КОММЕНТАРИИ
Роман КАЗАКОВ, председатель КС КМОД «Народный контроль в ЖКХ»:
- Подобные приёмы мы проводим ежедневно, основной объём вопросов - по причине низкой правовой грамотности жителей. А необходимых информационных кампаний не проводится, жителей никак не информируют об их правах и обязанностях. Регулярно только представители нашего движения в прошлом году вели образовательные семинары. В рамках проекта «Академия домового управления» обучение прошли 700 человек. Однако и это капля в море.
Анастасия ТЕВС, главный специалист краевого консультационно-правового центра по вопросам ЖКХ:
- Много запущенных проблем именно из-за того, что люди на начальной стадии упустили ситуацию, не вникли в неё, а сейчас там уже столько наворочено. Сегодня было много вопросов о формировании фонда по капитальному ремонту домов. Это новшество, и люди в нём хотят разобраться.