Прокуратура Красноярского края совместно с Роспотребнадзором начала массовые проверки страховых компаний, занимающихся ОСАГО на предмет незаконных отказов в заключении договоров.
В редакцию вот уже три месяца поступают звонки от возмущённых читателей, которые не могут застраховать свой автомобиль в рамках программы обязательного страхования автогражданской ответственности. Нонсенс - программа страхования обязательная, а выполнить свои обязательства невозможно при всём желании. Впрочем, не только красноярцам. Проблема оказалась общероссийской. Что это за всеобщий бунт страховщиков и что с этим делать, мы попытались разобраться.
Бунт страховщиков
- Срок действия моего полиса ОСАГО заканчивается через две недели, - рассказывает автовладелец Виктор ФЁДОРОВ. - Я решил обратиться в свою страховую компанию, чтобы оформить новый. Мне сказали, что бланков пока нет, и предложили подождать. Недолго думая, обзвонил ещё пару-тройку компаний - та же ситуация. Вернулся в свою и попросил просто продлить старый полис, место на нём ещё есть. Но мне отказали и в этом. Как теперь быть: поставить машину и не ездить или нарушать закон?
Чтобы понять проблему изнутри, иду тем же путём - благо, я тоже автомобилист. Звоню в свою страховую компанию и прошу оформить новый полис ОСАГО. Мне вежливо отвечают, что бланки полисов появятся только после 10 июня, да и то не факт. Но предлагают поставить отметку о продлении на моём старом. Продлить полис предложили и в ряде других компаний. Возможно, Виктору просто не повезло со страховщиками? Но как быть тем водителям, кто страхует машину впервые? Прикидываясь чайником, начинаю обзванивать заново.
«Можно записаться на страхование через две недели», - отвечают в одной компании. «Мы временно не занимаемся автострахованием», - говорят в другой. «У нас очередь на два месяца вперёд, - отрезают в третьей. - Вы что, будете ждать?»
Итого из 18 страховых компаний Красноярска только в двух мне предложили записаться на приём в ближайшие дни, и есть хоть какая-то надежда, что моё авто застрахуют. В восьми оказалась проблема с бланками (неужели все разом ринулись к страховщикам?), в остальных страховать не отказывались, но пугали очередью в две-три недели.
Назад в СССР
Что же происходит, когда автолюбитель приходит в офис страховой компании? Вместе с полисом ОСАГО ему предлагают оформить страхование жизни и здоровья, застраховать дачу, квартиру, детей - вплоть до домашних животных. В этом случае страховщики готовы поторопиться и продать вам обязательный полис ОСАГО.
- Год назад я страховала свою машину в «Гута-страховании». Как известно, компания прекратила свою деятельность, - рассказывает Ольга Григорьевна. - Но на всякий случай всё-таки позвонила своему агенту Владимиру. Оказалось, он уже работает в другой, причём российской государственной компании. И предложил оформить страховку, но с нагрузкой. Когда напомнила ему, что это незаконно, ответил: «Знаю. Но такие условия ставит нам работодатель, мы подписываем соглашение. Агент получает проценты со сделки. И если я оформляю только ОСАГО без нагрузки, то вместо 10% мне платят 0,1% комиссионных. И как мне заработать?» Напоследок Владимир попросил: «Если найдёте такую компанию, где другие условия, не сочтите за труд - позвоните мне. Я с удовольствием уйду туда работать».
Всё это напоминает советские времена, когда в магазинах вместе с редкими книжками продавали решения партии и правительства в нагрузку или упаковывали с нужными продуктами сухари, которые никто не брал.
Откуда ноги растут
Массовыми отказами в продаже ОСАГО заинтересовалась прокуратура края и УФАС. У антимонопольщиков на сегодняшний день накопились десятки заявлений от красноярцев.
- Мы понимаем, что таким образом страховщики злоупотребляют своим доминирующим положением, но ни по одному из заявлений не можем возбудить дело, - призналась Ольга ЧУРАКОВА, пресс-секретарь УФАС России по Красноярскому краю. - У нас нет доказательств нарушения, ведь страховщики предлагают это в устной форме. Если бы автовладельцы хотя бы на диктофон записали слова страхователей, которые отказываются продать полис ОСАГО, это бы уже было весомым доказательством.
КОММЕНТАРИЙ
Инна БОГДАНОВА, кандидат юридических наук, доцент СФУ:
- Всё началось с того, что в распоряжение правоохранительных органов попало письмо руководителя одной крупной страховой компании в свои филиалы на местах, где указано воздержаться от продажи полисов ОСАГО. Хотя и до этого поступали жалобы от потребителей, но после приобрели массовый характер, и за дело взялись правоохранители.Суть в том, что право заниматься ОСАГО получают в первую очередь те компании, у кого по итогам прошлых сезонов было наибольшее количество заключённых договоров. Сегодня это не больше 5-6 компаний с центральными офисами в Москве. А так как их немного, они, вероятно, смогли договориться и расшатать рынок, чтобы диктовать свои условия - в преддверии того, что правительство РФ собирается поднять выплаты по ОСАГО, что их, конечно, не устраивает. Им бы хотелось поднять цены на страховки без повышения выплат.
Сами же страховщики называют одной из причин нежелания работать по ОСАГО изменение с 2013 года практики Верховного суда в пользу потребителей. Теперь, если человек, права которого нарушили, подаёт в суд и выигрывает дело, компания обязана возместить ему сумму иска, а также выплатить сверх 50% от неё. Хотя спрашивается: а что мешает до суда отдать человеку то, что положено?!
МНЕНИЕ
Елена ПИМОНЕНКО, старший помощник прокурора Красноярского края:
- К нам обращения граждан начали поступать с марта 2014 года. Люди жаловались как раз на навязывание дополнительных услуг при оформлении страховых полисов. Но по закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязательным условием является только заключение договора ОСАГО.
Остальные виды страхования могут заключаться только в добровольном порядке. Страховщик просто не имеет права отказать в заключении договора. Контролировать деятельность страховщиков обязан Банк России, на территории края - ГУ Центрального Банка России по Красноярскому краю и УФАС России по Красноярскому краю.
КСТАТИ
В ХАКАСИИ НАКАЗАЛИ СТРАХОВЩИКОВ
Прокуратура Республики Хакасия наказала двух страховщиков за навязывание полисов. В ходе проверки было установлено, что филиалы ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Страховое общество «Надежда» в Абакане при заключении договоров ОСАГО требовали от граждан застраховать жизнь и здоровье. А если автовладельцы не соглашались заключать договоры личного страхования, им отказывали в выдаче полисов ОСАГО. Прокурор Абакана возбудил в отношении директоров филиалов компаний дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов). К слову, эти же компании работают и на территории Красноярского края, но почему-то пока уходят от ответственности.
НА ЗАМЕТКУ
ПРОТИВОСТОЯТЬ МОЖНО И НУЖНО!
1. По возможности обращайтесь за продлением полиса ОСАГО за месяц до истечения срока действия предыдущего, чтобы было время отстоять свои права.
2. Отправляйте заявление о заключении договора страхования заказной почтой. Тогда ему присвоят входящий номер, и страховщики будут обязаны ответить вам письменно.
3. При отказе в оформлении полиса ОСАГО срочно подавайте жалобу в прокуратуру Красноярского края (660049, пр. Мира, 32, тел. приёмной 265-84-00, тел. дежурного прокурора 227-48-78) и в Главное управление Центрального банка РФ по Красноярскому краю (660049, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 70, тел. 265-12-15, 265-12-21)
4. Если навязывают дополнительные страховки - отправляйте жалобу в Роспотребнадзор (660097, г. Красноярск, ул. Каратанова, д. 21, эл. почта: office@24.rospotrebnadzor.ru, тел. горячей линии 8 (391) 226-89-50) и УФАС по Красноярскому краю.