«Программа по капитальному ремонту многоквартирных домов - это нелепица, которая представляется мне некой трансформацией нашего социалистического образа жизни, когда всё было общее», - признается Александр Пузанов, профессор, член «Общероссийского народного фронта», возглавлявший в начале 2000-х управление топливно-энергетического комплекса администрации Красноярского края.
Штат - как армия
- Александр Алексеевич, получается, что президент не доверяет правительству и своим подчинённым, раз ему приходится ставить над ними ещё контролёров?
- Не совсем. ОНФ начал организационно формироваться после майских указов президента, когда выяснилось, что их реализация буксует. Было принято решение не снимать их с контроля до тех пор, пока на это не дано согласия Народного фронта. В итоге на сегодняшний день лишь 25% поручений выполнены.
Ещё несколько реалий нашей жизни, которые отмечает в том числе и президент, - часто там, где можно было бы сэкономить, разбазаривают деньги, а потом обращаются за бюджетными ресурсами. Несмотря на заявления о сокращениях, в регионах раздуты чиновничьи аппараты. Хотя в сегодняшней экономической ситуации штаты во всех сферах должны быть как армия: компактными, но эффективными.
- Какими вопросами занимаетесь конкретно вы?
- Возглавляю рабочую группу «Качество повседневной жизни». Это всё, что связано с обеспечением населения комфортным и доступным жильём, проблемы ЖКХ и другие, лежащие в этой плоскости. На весенней встрече с президентом я рассказал, что тарифы на ЖКУ в Красноярске растут как на дрожжах, для многих жителей квартплата становится неподъёмной. Проект по внедрению социальной нормы на электричество, воду и тепло вводится лишь для того, чтобы завуалировать резкое повышение тарифов, прежде всего на электроэнергию.
Предполагалось, что принятие соцнормы должно активизировать работу по повышению эффективности энергетических компаний, их модернизации, но чтобы при этом не повышалась плата для населения. Но получилось ровным счётом наоборот. Сетевые компании сегодня работают неэффективно. Некоммерческие потери, проще говоря, воровство электричества, в некоторых районах достигают 30-40 и более процентов от отпущенного объёма. Полностью потеряно качество работы контролёров.
И деньги, которые недополучили компании, перекладываются в тариф. Получается, честные люди оплачивают безделье сетевых компаний. Тогда как их руководители покупают себе мерседесы, живут во дворцах, лечатся и учат своих детей за границей. А мы продолжаем им делать подарки от населения в виде золотых парашютов.
Мы предложили внести изменение в постановление правительства по социальной норме. Буквально через десять дней после встречи с Путиным оно было частично отменено, а частично преобразовано. Предполагалось, что в 2014 году будут разработаны соцнормы потребления на холодную воду, в 2015-м - на горячую, а в 2016-м - на тепло, там, где у нас большие затраты. Сейчас осталось разработать по электроэнергии, сроки перенесены на 2016-й. Более того, удалось добиться, что каждый регион сможет по-своему её определять и внедрять.
- В чём вообще смысл соцнормы? Ведь само название предполагает, что она призвана помочь малообеспеченным слоям населения. А в крае она одна для всех - и богатых, и бедных.
- В крае ещё с 2006 года была определена соцнорма на электроэнергию. И почему-то её сделали общей для всех: мол, сложно доказать, кто бедный, а кто богатый. Поэтому она и вызывает у нас сомнения. Вообще первоочередная задача такой меры - мотивирование населения к рачительному потреблению ресурсов и ликвидация перекрёстного субсидирования. Считается, что у предприятий цена на электроэнергию выше, чем у населения, и тем самым предприятие как бы субсидирует оплату электроэнергии для населения.
Но вот в Красноярске происходит совсем наоборот. Электроэнергия для алюминиевого завода отпускается намного дешевле, чем платим мы с вами. Получается, жители края субсидируют промышленный гигант. Конечно, здесь есть свои нюансы. Завод получает электроэнергию напрямую с Красноярской ГЭС, поэтому она обходится ему почти по себестоимости. Для населения необходима трансформация тока: с 500 киловольт надо перевести на 220 киловольт, затем на 110 до тех пор, пока не доберёшься до 220 вольт. Но абсурдность ситуации всё равно налицо.
Новое аварийное
- Огромное количество вопросов, которые задают нам читатели, касается программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Здесь когда-нибудь будет наведён порядок?
- Субсидирование программы идёт из федерации. Но и здесь чиновники на местах находят лазейки, чтобы не выполнять её в полной мере. Хотя изначально в соответствии с указом президента всё жильё, которое было признано аварийным на 1 января 2012 года, должно быть расселено до 2016 года. Причин несколько.
Стоимость жилья для переселения ограничивается для Красноярка 36 тыс. рублей за квадратный метр, хотя рыночная сейчас доходит до 60 тыс. Невероятно трудно найти квалифицированного и добросовестного подрядчика. В результате жильё строится с большими недостатками, настолько, что его уже окрестили термином «новое аварийное жильё». Например, в Ачинске сдавался дом с огромным количеством недоделок. Из 24 квартир готовы были только 8, остальные стояли без окон, без дверей. Ещё в одном доме не было вентиляции и протекала крыша. Но муниципалитет без зазрения совести ввёл такие дома в эксплуатацию.
Дождаться капремонта
- Ещё один болезненный вопрос - взнос на капитальный ремонт многоквартирного дома. Люди уже митинги собираются устраивать по этому поводу.
- На наш взгляд, закон о капремонте слабый и требует доработок. Самое главное - в фонде регионального оператора нет реестра собственников, только реестр домов. Но ведь в квартирах бывает по несколько собственников - как определить, кому платить? Далее, на первых этажах многоквартирных домов зачастую располагаются поликлиники, другие муниципальные и бюджетные учреждения. Кто будет платить за них и за те квартиры, которые находятся в муниципальной собственности? В бюджете 2015 года таких средств не предусмотрено.
Ещё один очень важный момент. Когда рассчитывался размер взноса на капитальный ремонт, мне кажется, были допущены большие ошибки. Стоимость проведения отдельных видов капитального ремонта в малоэтажных домах гораздо выше, чем в высотках. А средняя цена для всех - 7 рублей 10 копеек за квадратный метр. Получается, что жители высоток должны платить за ремонт малоэтажек?
Эта нелепица представляется некой трансформацией нашего социалистического образа жизни, когда было всё общее. И совершенно справедливо опасение людей, особенно пожилого возраста, дождутся ли они ремонта своих домов. Так, общественная палата правозащитных организаций ставит под сомнение возможность реализации программы капремонта.
Фольксваген для избиркома
- Интересно, а как к вашей работе относятся чиновники на местах?
- Не всегда адекватно. Последний пример - председатель нашей избирательной комиссии Константин Бочаров, которого активисты нашего проекта «За честные закупки» уличили в размещении тендера на покупку «Фольксвагена» стоимостью 3 млн 147 тысяч рублей. Чиновник объяснил это тем, что дороги в крае плохие, и необходим автомобиль с повышенной проходимостью.
И это в то время как губернатор края призывает оптимизировать расходы, правительство начинает проводить сокращение рабочих мест в образовательных и медицинских учреждениях, депутаты, сбившись с ног, ищут резервы. Но, видимо, в понимании Бочарова покупка такой машины не является расточительством. Хотя есть вездеходные машины и отечественного производства, например УАЗ, которые в максимальной комплектации стоят не больше 1 млн рублей.
Ещё более странна реакция чиновника на наше замечание: «Мне всё равно, какие активисты что-то там говорят». Но это исключение, чаще всего высшие органы государственной власти прислушиваются к нашему мнению. Но чем меньше муниципальное образование, тем больше непонимания мы встречаем. На местах у нас по-прежнему сидят царьки.