В Красноярске готовится к изданию уникальная книга «100 лет на берегах Енисея» - о переселении татар на территорию края и их жизни здесь. Впервые будет осмыслена не только история появления представителей этой национальности в Сибири, но и их вклад в развитие региона, переплетение традиционного уклада и современности.
Для этого несколько лет по крупицам собирается информация из архивных документов, ведётся работа с администрациями, музеями и школами татарских поселений. О том, что уже точно войдёт в книгу, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказал автор проекта, председатель Совета Татарской РНКА Вагиз Файзуллин.
Зачем ехать в Сибирь?
Татьяна Бахтигозина, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Вагиз Исмагилович, вы планируете выпустить достаточно солидную книгу в 500 страниц. Чего читателям от неё ожидать?
- Давайте поговорим о том, что вам уже известно о переселенцах из Поволжья. Думаю, многие, в ком есть татарская кровь, хотели бы знать, как их предки оказались в наших краях и откуда они.
Условно можно поделить переселение татар в Сибирь на несколько пиковых периодов. Первый - это строительство Транссиба. Тогда каждая губерния империи должна была отправить определённое количество не только повозок, лошадей, но и людей для строительства железной дороги. Отправились к берегам Енисея и татары из Казанской и Уфимской губерний. Кто-то потом уехал обратно, но многие осели. Второй, самый крупный этап переселения - это годы столыпинской реформы. Тогда тем, кто перебирался на свободные земли, давались определённые послабления и льготы. Так, на территории сегодняшнего Красноярского края образовалось около 50 поселений. В 30-е годы в Сибирь бежали от голода, который охватил Поволжье, тогда татары прибивались к уже основанным поселениям. Последняя волна - 50-60-е годы прошлого века, тогда ехали на крупные комсомольские стройки. Например, известно, что возводить алюминиевый завод первый эшелон приехал из Казани.
Кстати, среди татар-переселенцев были не только мусульмане (тогда магометане), но и христиане - их называют крашены (кряшены), то есть крещёные. Они основали шесть поселений в Пировском районе. Крестили татар в разное время, по разным причинам. При некоторых правителях им за принятие христианства полагались определённые льготы. У меня есть один любопытный документ. Ссыльный пишет челобитную царю, чтобы он ему разрешил вернуться на родину. Здесь, в ссылке, в Пировском районе он провёл более 8 лет и просил, чтобы ему разрешили умереть рядом с родителями, с детьми, а у него их восемь. А сослали в Сибирь за то, что он прикинулся кряшеном, то есть как бы принял христианство, но при этом ходил на пятничную молитву в мечеть.
Как свадьбы играют?
- Получается, что все мы здесь в основном казанские татары… Как сложилась судьба поселений, какие у них особенности?
- Я анализирую места татарских поселений, они все вдали от крупных городов и от транспортных путей. Взять трассу на Енисейск: там деревни и сёла находятся на расстоянии 20-30 км
от главной магистрали. Сейчас-то до них можно добраться в лучшем случае по насыпной дороге... В чём причина? Думаю, одна из них в том, что переселенцам хотелось быть подальше от властей. Помню, моя бабушка говорила: «Нам надоели все начальники». Второе - так они хотели самоустраниться, уединиться. Кстати, и сегодня национальные поселения отличаются широкими улицами, чистотой и ухоженностью.
Безусловно, сюда татары привезли свои национальные традиции. В первую очередь они были связаны с религией. Так, через два-три года после основания поселений в них почти везде появились мечети. Для детей организовали школы. Есть документ, где ещё царский инспектор свидетельствует, что у магометан уровень образования выше, чем у русских.
Исторические перипетии, которые коснулись сибиряков, не обошли и татар. Коснулась ли их сильно революция? Не могу сказать. Но недавно узнал, что в Енисейске на кладбище есть обелиск восьмерым красноармейцам-татарам, которых расстреляли колчаковцы. Были организованы колхозы-миллионники. Раскулачивания и доносы тоже не обошли стороной. Например, моего деда в войну уговорили быть председателем колхоза. У него две коровы пали. За «вредительство» его отправили валить лес в Иркутскую область. Там он погиб. В Великую Отечественную большинство мужчин встали на защиту Родины. От каждой деревни на фронт уходило по 80-120 человек. Половина из них не вернулись. Наша автономия сейчас активно помогает в установлении обелисков в татарских поселениях. Вот недавно уже шестой открыли в деревне Казанка.
- Соблюдают ли сегодня татары свои традиции? Ведь чисто татарских семей осталось не так много.
- Сейчас в деревнях восстанавливаются мечети. Сохранились некоторые обряды. Например, обряд погребения. Молодёжь стала свадьбы татарские справлять. То же с особыми обрядами. Например, отдельно для бабушек стол накрывают, в само торжество не пьют.
Многие по-прежнему занимаются сельским хозяйством. Кто-то стал фермером, кто-то ИП открыл. Но работы в деревнях мало. Большинство разводят скот под реализацию, держат пасеки. Некоторые, чтобы выжить, начали держать свиней («грязное животное» для мусульман) для продажи, у этого мяса быстрее всего оборот.
В 2015 году мы провели федеральный Сабантуй. Сейчас он считается одним из самых лучших. В этом году мы организовали рекордное количество Сабантуев в регионе - 25, в том числе в Канске и Ачинске, где их раньше не было. Значит, наша культура интересна не только самим татарам, но и вообще сибирякам.
Не чужие
Почему татары зовутся татарами, доподлинно неизвестно. Основная группа этноса - казанские татары, предками которых сейчас принято считать вообще-то булгаров. И, например, их родство с крымскими татарами мало кто из исследователей признаёт.
Сейчас насчитывают почти 90 версий происхождения этнонима «татары». Многие из них сводятся к тому, что так называли всех пришлых с востока, чужаков. По одной из популярных версий, Чингисхан поработил воинствующее племя в Монголии, которое называло себя татарами. Но уже по привычке, когда набеги совершали сами монголы, их так и продолжали звать. Потом они, как известно, завоевали большую часть материка. А позже, после распада Казанского, Крымского и других ханств, этот этноним закрепился за народами, изначально населявшими эти территории.
По данным последней переписи, в Красноярском крае проживает 36 тыс. татар, по численности в национальном составе региона они на третьем месте. Но надо понимать, что сейчас заявительная система и можно назвать себя кем угодно. Семьи ассимилировались, много интернациональных. Так и с начала прошлого века было - татары составляли полтора процента от общего количества населения.
Сегодня на карте Красноярского края сохранилось 32 поселения, основанных татарами-переселенцами в годы столыпинской реформы. Исключение - Шулда: оно было основано в конце 19-го века. Но на сто процентов татарскими их назвать уже сложно. Там теперь живут и русские, и украинцы, и чуваши. Есть деревни, где количество татар достигает 96-98%. Но они небольшие.