«Видел я Альпы швейцарские и итальянские, но нигде не встречал такой красоты как наша сибирская», - писал В.И. Суриков, выдающийся красноярец, не раз поднимавшийся на вершины Столбов.
«Столбы» вышли из-под земли и продолжают расти
Каменные Столбы представляют собой выходы сиенитов. Это порода извержения, состоящая из полевого шпата розовой окраски, слюды (блесков) и роговой обманки (вкрапления чёрного цвета). В отличие от гранита в сиените нет кварца. О сиените иногда говорят, что это бескварцевый гранит. Выходы сиенитов во всех районах «Столбов» имеют единое основание и представляют собой одно мощное тело, так называемую интрузию (остывшую магму), первоначально не излившуюся на поверхность Земли. В девонском периоде, четыреста миллионов лет назад, расплавленная магма рвалась здесь из глубины, застыла в трещинах и пустотах осадочных горных пород, залегавших на поверхности. Солнце, ветер и вода постепенно разрушили известняки, сланцы и песчаники, вмещавшие магматическую породу.
Таким образом, Столбы – это выступы единого сиенитового тела. В результате выветривания и смывания пород с поверхности земли они растут. В дальнейшем процессе атмосферные воздействия придали многим скалам причудливые формы.
В развитии скалолазания сыграла огромную роль высокая пластичность сиенита - способность сжиматься и расширяться, не разрушаясь. Там, где скала была расчищена на протяжении столетия, не то что камнепад, но даже отшелушение кристалла - большая редкость. Наиболее многочисленное на утесах растение - черный лишайник Ризофора, однажды содранный с камней, он уже не возобновляется. Шероховатая, с пупырышками кристаллов поверхность сиенита дает надежное сцепление, обеспечивая надежное лазание.
Высота скал (а их более 100) достигает 60-90 метров. Три самых высоких столба: Второй, Крепость и Дикарь.
Эра столбизма началась в 1851 году
Однако ещё в 1823 году исследователь Сибири Прохор Селезнев так описывал Столбы: «Зело превелики и пречудесны сотворены скалы. А находятся они в отдаленной пустыне верст за пятнадцать, а может, и за двадцать. Только попасть туда трудно, конный не проедет, пеший не пройдет, да и зверья дикого немало. Разно рассказывают о них. Пожалуй, правду говорят, что в других землях не увидать такого. И залезти на сии скалы никто не сможет и какие они неизвестно».
Местные жители всегда стремились к этим красотам, а первое упоминание о скалолазании относится к 1851 году, когда группа воспитанников местного приюта группой Вениамина Капина. взошла на Первый столб. С тех пор сюда не зарастает народная тропа.
На вершину Слоника – визитной карточки Столбов - первый человек забежал лишь в 1894 году. Этим человеком в свой первый приход на Столбы стала Настя Качалова. Секретом её успеха стал не только редчайший талант скалолаза, но и то, что на ногах у девушки были презираемые сибиряками русские лапти. В течение 6 лет, с 1894 по 1899 годы героическая девушка совершила ряд блистательных первовосхождений на Втором и Первом Столбах, была среди первых на Перьях и самой первой на Такмаке. Изобретением первой скальной обуви и личными достижениями Анастасия положила начало эпохе чистого лаза или, как сейчас говорят, свободного лазанья.
Заповедник основан по требованию красноярцев
Варварское разрушение ближайшего к городу утёса остановили энергичные протесты красноярцев. В итоге в 1925 году на правом берегу Енисея был организован государственный заповедник. С тех пор все четвероногие и пернатые таежные жители, а также каменные изваяния находятся под строгой охраной.
Вместе с тем район, ближайший к Красноярску и издавна служивший местом массового туризма и альпинизма, наделен особым статусом. Здесь, на территории 12 кв км, размещается туристско-экскурсионная зона. Примерно тысяча гектаров (из сорока семи тысяч общей площади) остаются в полном распоряжении столбистов. Благодаря тому, что эстетический район заповедника относительно легко доступен (всего 7 км от города), красноярцы традиционно проводят на Столбах много времени, гуляя, любуясь природой и практикуя скальные восхождения. На Столбы ходят семьями, компаниями, классами и в одиночку – осенью, в самое популярное время, нахоженная дорога к скалам напоминает оживленную городскую улицу.
ТЭР охватывает четверть сиенитовой территории Столбов, включая в себя наиболее доступные посетителю ближние к городу группы скал: Центральные Столбы с частью Музеянских и Манских скал, Ближние Столбы (Такмаковский скальный район) и расположенные межу ними по Центральному Куйсумскому хребту Проходные Столбы (Каштак, Барьеры, Откликные). Большую часть этих утесов связывает Центральная столбовская тропа, состоящая из Лалетинской автодороги, Каштаковской тропы и соединяющей их Кольцевой тропы Центральных Столбов.
Скалолазание родом из Красноярска
Сама природа устроила здесь грандиозный тренажер для выработки скалолазных навыков: больше восьмидесяти огромных каменных «столбов» до ста метров высотой, отличающихся друг от друга не только формой и названиями, но и степенью трудности восхождения на них. Легкая доступность и удивительна красота столбов сделала столбизм в Красноярске массовым явлением.
На Столбах 150 лет назад зародилось уникальное социальное явление, получившее название «столбизм», которое включает в себя массовое спортивно-эстетическое движение, в основе которого лежит свободное лазание, коллективные восхождения на столбы с новичками и гостями, посещение изб и стоянок и многое другое.
Свободное скалолазание - яркий пример благородного и экологически чистого вида деятельности человека. Столбизм со своими обычаями и традициями, со своей этикой, языком и фольклором стал для многих красноярцев частью их жизни. Свободное скалолазание оказало творческое воздействие на альпинизм, спортивное скалолазание, спелеологию, горный туризм и другие виды спорта, а сформировавшаяся на Столбах красноярская академия скалолазания и альпинизма получила мировое признание.
«Красноярские Столбы» изначально были Столпами
В самом сердце Сибири, на великой реке Енисей, стоит Красноярск - единственный на планете город скалолазов. Нерукотворные каменные башни, вздыбившиеся посреди тайги в горах над Енисеем, издавна привлекали внимание людей. Казаки-первопроходцы, воспитанные на Библии, подивившись на столпотворение природы, так и назвали удивительные утесы – «Столпы». Река простонародной речи обкатала глуховатое для русского языка и уха слово в звонкое «Столбы».
Изменились со временем и названия некоторых других скал. Красивейшая скала, получившая изначально название «Пальцы», прожила с этим именем до начала 20 века. А с приходом на Столбы множества романтиков получила название «Перья».
Калоши красноярца хранятся в британском музее альпинизма
Лучшей скальной обувью долгое время считались лапти - и скала чувствовалась, и сцепление было неплохим. Но начале XX века красноярцы открыли калоши. Они обеспечивали прекрасное сцепление с сиенитовой поверхностью красноярских скал и стали главным опознавательным знаком настоящего столбиста.
Легендарная экипировка столбистов – томские калоши с самодельной подвязкой. До 1980-х годов лучшей обуви для скалолазания в СССР не существовало. Стоили они один рубль, надевались на тонкий носок, вручную делались специальные подвязки. Брали калоши на два размера меньше, чтобы сидели на ноге как влитые.
А в 1973 году случилось ЧП, которое сделало калоши одного из красноярских столбистов легендарными. На международных сборах альпинистов в Северном Уэльсе на глазах у спортсменов с трехсотметровой стены сорвалась связка альпинистов. Шедший первым парень сорвался, под его весом вылетели все закладки, кроме одной, самой нижней. Пролетев метров 40-50, он повис на веревке мёртвым. На другом конце веревки застыла в оцепенении страховавшая его девушка, Рита Вернли. Единственная закладка под тяжестью двух тел могла вырваться в любую секунду.
Своим мастерством и смелостью решительностью Губанов поразил зарубежных спортсменов. Его попросили подробно рассказать о скалолазании, о красноярских Столбах. По просьбе англичан Губанов подарил им свою «необычную» обувь, которую, позднее, в газетах называли «секретным оружием русских», помогающим побеждать на соревнованиях. Сейчас галоши Александра Губанова вместе со снаряжением знаменитых горовосходителей хранятся в Британском национальном музее альпинизма.
Столбы – территория свободы
Енисейская губерния издавна была местом ссылки борцов против царского самодержавия. Они оказали большое идейное влияние на местное население. Передовая часть рабочего класса и интеллигенции губернии ознакомилась с основными произведениями марксизма и живо откликалась на политические события в стране.
С ростом революционного движения росла и популярность Столбов. В годы революционного подъема на здесь проходили массовки, устраивались конспиративные собрания. Под скалой Третий Столб, которая стала памятником революционному прошлому заповедника, проходили собрания рабочих под руководством большевиков. У скалы Ферма в 1906 году было проведено заключительное заседание 2 съезда Сибирского союза РСДРП.
В знак протеста против царского самодержавия на скалах появляются противоправительственные надписи, многие из которых сохранились до наших дней. В 1897 году на камне у основания «Первого Столба» было выведено красной краской: «Социализм», а через год кто-то добавил: «осуществится». На южной стороне «Деда» было написано «Пролетарии», а на «Дикарьке» - «Губернатор — мошенник». В 1899 году на втором столбе на отвесной, неприступной части утеса появилась надпись двухаршинными буквами «СВОБОДА». Известно, что идея нанести на скалы принадлежит Дмитрию Каратанову – известному красноярскому общественному деятелю и художнику, много сделавшему для развития столбизма. Несмотря на все старания полиции, найти людей, сделавших надпись, так и не удалось. Попытки уничтожить её также не увенчались успехом. «Свобода» прекрасно сохранилась до сих пор, она стала настоящим выражением идеи столбизма. Белые двухметровые буквы обновили в 1967 году.
Дух свободы проник и в манеру лазания по местным скалам. Столбисты никогда не говорят: покорить скалы – только взойти. Считается, что скалы имеют собственную волю, и относится к ним надо с уважением и любовью.
От альпинистов и скалолазов столбистов отличает собственно свободное лазание без технических страховочных приспособлений: крючьев, поясов, подвесок, шлямбуров.
Для этого требуется высокое мастерство, хладнокровие и уверенность в своих силах. Техника такого лазания имеет свою специфику – большинство маршрутов проходится на трении от соприкосновения обуви с камнем, используются малейшие неровности скалы, которые назыаются у скалолазов карманами или зацепками. У столбистов лаз или ход считается освоенным только после того, как удалось пройти его без страховки.
В 90-х годах прошлого века появились скальные туфли, которые стали самой популярной обувью современных скалолазов.