Несмотря на запрет на продажу алкоголя после 23 часов торгуют водкой открыто и на каждом углу. Что делать со спиртным произволом в регионе, похоже, не знают ни депутаты, ни правоохранители.
Стали пить меньше?
По мнению Владимира ВЛАДИМИРОВА, депутата красноярского горсовета, самая тяжёлая ситуация с незаконной продажей алкоголя - на окраинах города. «В течение месяца с группой добровольцев мы выходили в рейды по городу, - рассказывает он. - И в каждом втором павильоне после 23.00 нам продавали алкоголь. Торгуют нагло, на замечания не реагируют. За 24 часа в Кировском районе выявили все точки продаж, данные отправили в полицию, но результата не получили. Сейчас Красноярск охвачен этими сетями, как бороться - непонятно».
По данным специалистов, только за последний год увеличилось количество контрафактного алкоголя, суррогатов и самогоноварения. Уже в открытую публикуются объявления о продаже самогонных аппаратов и доставке спиртного на дом в ночное время. За первые три месяца 2014 года полицейские изъяли из незаконного оборота в торговых точках и на складах Красноярска и края более 90 тыс. литров контрафактного алкоголя. При проверке поступивших от жителей сообщений выявлено 590 нарушений торговли спиртосодержащей продукцией, пресечено 140 фактов розничной продажи алкоголя несовершеннолетним.
«Правительство приняло бездумное решение, подняв акцизы на 36%, после чего водка стала стоить 200 руб. В итоге рядовые потребители стали покупать самогон или контрафакт, который продают по 50-100 руб. за бутылку, - поясняет Валерий АНОХИН, директор некоммерческого партнёрства «Енисейская Алкогольная Ассоциация». - В прошлом году жители края выпили на 1 млн декалитров меньше легальной алкопродукции. Но стали ли реально пить меньше?» В среднем один житель Красноярского края за год выпивает 77,5 литра пива, 10,8 литра водки - об этом говорят красноярские статистики. В Туве эта цифра больше: 95,8 и 12,1 литра соответственно.
Слабые попытки
Так, в 2013 году на территории края произвели 918 тыс. декалитров водки, а реализовали 3 068,3 тыс. «Целыми цистернами продукция обваливается на Красноярский край, а наши краевые заводы, выпускающие качественный алкоголь, загибаются, - считает Варвара БЕЗРУКИХ, председатель профсоюза работников торговли. - Где производят контрафакт, кто позволяет оптом везти его в регион? Как он попадает в павильоны? Очевидно, что серьёзные пробелы в исполнении своих обязательств есть на каждом уровне. И если не будет принято серьёзное решение, ни о каком результате нельзя будет говорить».
КОММЕНТАРИЙ
Василий МОРГУН, директор Центра стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае:
- Сейчас в Красноярском крае отсутствует какая-либо стратегия решения данного вопроса. За последние пять лет я вообще не видел ни одного выступления чиновников, которые бы заявили о конкретной политике по конкретной проблеме. Пусть политическое руководство города и края ответит, что именно они собираются делать с контрафактным алкоголем и суррогатами, незаконными продажами спиртного? И уже потом общественность будет спрашивать с людей, сделавших политическое заявление, что сделано, а что нет. А сейчас мы не понимаем, чего хотим.