72 года родственники ничего не знали о его судьбе: сбежал ли, нашёл другую семью или героически погиб в бою… Останки красноярского солдата Захара Муравьёва, павшего под Смоленском в составе 78-йдобровольческой бригады в 1942 году, обнаружили поисковики. Установить личность удалось по медальону.
«Свари картошки, ухожу на фронт»
Десять лет они прожили вместе, дружно и без ссор. Познакомились на заводе ЭВРЗ, где работала молодая девчонка Устинья, приехавшая в Сибирь на заработки из Белоруссии. Захар, недавно демобилизовавшийся из армии, устроился машинистом на железную дорогу. Завязался роман, вскоре сыграли свадьбу. Дочке Валентине было всего два года, но она отчётливо запомнила момент, когда отец пришёл с работы и сказал: «Зина, свари картошки, завтра ухожу на фронт». У молодой жены сразу начались преждевременные роды - так появилась на свет вторая дочка Муравьёвых, которая умерла в тяжёлые годы войны. Сначала Захара не пускали на фронт, хотя не раз просился добровольцем: машинисты нужны были в Сибири. Но в конце июня 1942 года вызвали в военкомат. 28-го он ушёл воевать в составе 78-й Сталинской добровольческой бригады (входила в состав 6-го Добровольческого сибирского корпуса), а Устинья осталась одна с двумя малолетними детками. Получили от него всего одно письмо, которое Захар писал перед боем - бригаду отправляли под Смоленск, в самую мясорубку 1942 года.
«Без руки и ноги пришёл с фронта сосед Иван Ветров, - вспоминает дочь Валентина КАРЛОВСКАЯ. - Они были в одной бригаде. Рассказал, что видел отца перед боем, они пожелали друг другу удачи. Потом начался настоящий ад: бомбили, убивали, взрывали… Иван попал в госпиталь, и уже ничего не слышал про отца».
Годы ожидания
Начались долгие годы ожидания. Валентина хорошо помнит, как мать хватала её за руку и они мчались на железнодорожный вокзал, как только проходил слух, что привезли раненых или пленных из концлагерей. Но с каждым годом надежда таяла. Постоянно вспоминала Устинья слова любимого мужа: «Сам себя взорву, а фашистам не дамся». «Мама так и не вышла второй раз замуж, всегда жила со мной, была заботливой и ответственной бабушкой», - вспоминает Валентина Захаровна.
А месяц назад внучке Захара Андреевича позвонила родственница: «Таня, нашли останки дедушки!» Новость прозвучала неожиданно. «Сколько лет мы делали запросы во все инстанции, в разные военкоматы страны, - говорит внучка Татьяна. - Ответ был один: пропал без вести. С нами связались московские поисковики и рассказали, что нашли останки солдат. Опознать дедушку удалось по медальону, который он спрятал за ремень».
Как рассказали поисковики, записка в медальоне - большая удача. Потому что многие солдаты по каким-либо причинам медальон с собой не носили или же не клали туда записку. Так, среди найденных в апреле этого года останков в деревне Плоское Бельского района Тверской области обнаружили медальон Захара Муравьёва. Останки 28 солдат нашли в одной траншее, а всего в урочище - 32. Поисковые работы проводили участники группы «Ратное поле». Они вместе уже с красноярскими поисковиками и нашли потомков солдата и сейчас занимаются организацией перезахоронения тела в Красноярске. Захара Муравьёва похоронят на Аллее Славы красноярского Мемориала Победы и увековечат его имя наравне со многими красноярцами, павшими за родину в этой кровопролитной войне. А остальных солдат, найденных в Бельском районе в 2013-2014 годах, захоронят в братской могиле на мемориале города Белый Тверской области.