О том, чем занимается государственное казачество и далеко ли оно ушло от буйных вояк Тараса Бульбы, рассказал Павел Артамонов, атаман Енисейского войскового казачьего общества.
Роман Минеев, «АиФ на Енисее»: Павел Петрович, в советскую эпоху идеология казачества была под запретом. Что изменилось с момента возрождения в 1991 году?
Павел Артамонов: Ещё до перестройки, когда начала расти активность гражданского общества, казаки стали вспоминать свои корни, традиции. После развала СССР ожидания были большие. Активные люди со всей России собрали казачий круг в Москве, но уже через год произошло разделение. Часть казаков хотела быть на службе у государства, они впоследствии стали реестровыми, а другие остались общественными. Сегодня (хотя на федеральном уровне наша деятельность подчиняется законам, а чин казачьего генерала присваивает сам президент) государство до сих пор не понимает, какую задачу могут выполнять казаки.
В Красноярском крае обсуждался проект закона, который бы позволил казачеству нести государственную службу. Хотя Енисейское войсковое казачье общество ежегодно предоставляет статистику в Пенсионный фонд, соцстрах, зарплат казаки не получают - даже атаман. Власть оказывает поддержку разве что при проведении мероприятий: выделяются деньги на трансфер, призы, питание.
- Сегодня заметно выросли патриотические настроения у сограждан. А желающих служить родине в ваших рядах стало больше?
- Есть такая тенденция. И молодёжь к нам приходит, и родители, которые не хотят, чтобы их дети болтались на улице. К нам в штаб звонят бабушки и дедушки с вопросами, как записать внуков к нам. В ближайшем будущем отладим систему: молодой казачок сначала проходит через молодёжную организацию, в 18 лет переходит в реестр, служит до окончания возраста воинского учёта и переходит в общественное войско с правом ношения формы.
Для чего лампасы на юбку?
- Чтобы быть казаком, обязательно состоять в обществе или достаточно зова души и формы?
- Есть родовые казаки, те, кто родился в казачьей семье и, кто умрёт казаком. И они могут не работать и не числиться в организации. Есть те, кто живёт сам по себе, приходит на мероприятия, но не встаёт в строй. Чтобы попасть в общество, нужно в соответствии с уставами пройти испытательный срок, во время которого за казаком закрепляется наставник. А затем уже казак принимает присягу в храме или со священником. Обязательные атрибуты - крест, икона, Священное писание и знамя. До этого он такой же член общества, но без права голоса. Форма же наша указом президента утверждена и прописана вплоть до того, на каком расстоянии должны висеть звёздочки, какой шеврон и какая кокарда.
- Имеет ли при этом значение семейное древо?
- Есть мнение, что казаки - только те, у кого есть казачьи корни. Я с этим не согласен. И раньше обычные люди учились в казачьих учебных заведениях и проходили посвящение. Главное - человек должен быть православным и не иметь судимостей. Совершенно разные люди идут в казаки: и те, кто уволен из армии, и кто не нашёл себя на гражданке, и учёные, преподаватели вузов, и представители органов государственной власти и коммерческих структур и банков.
- Среди казаков, носящих погоны и регалии, можно встретить и женщин. Разве это соответствует казачьим традициям?
- Законодательного запрета нет. Хотя по традиции не положено, потому нередко можно услышать: «Тоже мне, лампасы на юбку надевают!» До сих пор установлено, что женщины должны выйти, когда проводят круг. Остаются они, только когда решаются бытовые вопросы. Хотя в Сухобузиме управляет атаманша. Она такая активная, что даст фору мужикам.
За что платят войску?
- Миллионы рублей выделяются в поддержку казачества на Дону. Но это и понятно - там их родина. Предыдущий наш атаман пару лет назад сетовал, что в Красноярском крае выделяется на эти цели ноль рублей.
- Уже существуют законы, нормативные акты и поручения президента о поддержке казачества, в бюджеты внесены строчки. Кубанское войско озвучивает цифру 1 млрд 300 млн рублей, а Всевеликое войско Донское - 300 млн рублей. У них казаки-дружинники работают официально, как наша патрульно-постовая служба. У нас же зарплату за выполнение казачьих обязанностей не платят. Всё, что зарабатываем, получаем через соглашения, контракты по конкурсу, как и другие организации. У нас есть войсковая лицензия на охранную деятельность.
- Чем в крае в основном заняты казаки? Традиционно считается, что их удел - сельская жизнь.
- Благодаря занятию сельским хозяйством, животноводством казаки живут, содержат семьи. В ряде населённых пунктов созданы казачьи дружины, которые охраняют общественный порядок и природные ресурсы. Параллельно в районах края они занимаются патриотическим воспитанием молодёжи. В Бородине есть даже муниципальный казачий детский сад и класс казачьей направленности в обычной школе. Всё это курирует священник, отец Владимир Пермяков, которому самому приходится преподавать боевые искусства. Православие там на первом месте. В рамках дополнительного образования дети изучают историю, традиции, обычаи, культуру. Казак должен не только уметь махать шашкой или стрелять из автомата, но и обладать большим спектром знаний. В Красноярске охраняем крестные ходы, общественные мероприятия. Вероятно, будем следить за порядком на Универсиаде.
Кто открыл Сибирь без компаса?
- Писали, что в 1917 году в Енисейском казачестве было почти 14 тыс. человек. Сколько сейчас и как вообще выстроена система организации?
- У нас 4 тыс. казаков. ЕВКО - это прежде всего территория, а не люди, и она включает Красноярский край, Хакасию и Туву. В целом, выстроена система: войско состоит из казачьих обществ, начиная с хуторского, станичного, городского, которые объединяются в окружные казачьи общества, а те входят в состав Енисейского казачьего войска. Зарегистрированных станичных обществ у нас сейчас 35, в каждом из них минимум по 30 человек, которые взяли обязательства по несению государственной службы. Хотя важно говорить не о количестве, а о качестве: сегодня стоит задача убрать тех, кто не отвечает требованиям.
- Довольны ли вы тем, как отмечена роль казачества в освоении края? Если посмотреть, не так много у нас памятников или реконструкций событий.
- Не менее трети населённых пунктов в крае основали казаки. Без карты, без компаса шли на восход солнца, занимали территории. Освоение шло с севера: Туруханск, Енисейск, Красноярск - на восток. Я был в краеведческих музеях края, и в них всегда упоминается, если село организовали казаки. В рамках Дня города мы обычно проводим День войска. В прошлом году возобновили инсценировку высадки казаков на берег Енисея. Многим известна Сибирская масленица в Сухобузиме, на которой мы организуем взятие снежного городка.
- Мы помним казаков по произведению Гоголя «Тарас Бульба», где они вели разбойный и разгульный образ жизни. Как сегодняшнее казачество соотносится с историческим?
- Вспомним «Вечера на хуторе близ Диканьки» - там тоже были гуляния, но перед этим должен быть тяжёлый сезонный труд. Казаки промышляли набегами, и государство решило перенаправить их силы в благое русло - на сельское хозяйство. Может, лет 10 назад на массовых праздниках и могли разгуляться казаки, но с тех пор давно такого не видел. Если ты в форме, не позволяй себе выходить за рамки приличия. Приедешь домой - там и отдыхай.