Красноярское метро в этом году отмечает 20 лет — в октябре далекого 1995 года на месте строительства подземки был вынут первый ковш земли.
По прошествии многих лет проект так и не реализован из-за постоянных перебоев в финансировании, однако местные власти едва ли не каждый год подтверждают, что метро миллионному городу в любом случае необходимо. Чаще всего такие заявления звучат накануне выборов, когда недостроенное метро становится явным козырем для политических оппонентов власти. Однако последнее заявление прозвучало буквально несколько дней назад, вне какой-либо привязки к политическим обещаниям, из уст губернатора Виктора Толоконского - «Красноярск будет строить метро и без этого не обойтись, сколько бы у нас ни было машин».
Для жителей миллионного города постоянные обещания власти становятся явным раздражителем. Многие сравнивают непростую судьбу красноярского метрополитена с аналогичным объектом в Казани. Строители Татарстана начали рыть метро на два года позднее красноярцев, но уже в 2005 году были запущены первые станции. Сегодня казанская подземка насчитывает 10 станций, протянувшихся на 15 километров, и ни у кого из местных жителей не возникает вопросов — нужен ли городу метрополитен или не нужен. Через два года там появится еще одна станция, в планах строительство других трех.
По последним данным, в Красноярске прорыто 3,5 километра тоннелей. Строители утверждают, что первую очередь метро (4-5 станций) можно запустить в эксплуатацию через 9 -10 лет. Необходимое финансирование оценивается в 60-66 млрд рублей. Таких денег городу никто пока не обещает. Сколько средств уже потрачено за прошедшие 20 лет, официально не сообщается, но, в любом случае, речь идет не об одном и не о двух миллиардах рублей. Только на поддержание законсервированных тоннелей уходит по 50 млн рублей в год.
Здесь красноярцы собрали многочисленные варианты карт метро. Вероятнее, всего многие из них никогда не носили характер официального проекта. «АиФ» в юбилейный год строительства метро решил напомнить, что же обещали красноярцам первые лица города и края относительно подземки.
Петр Пимашков (в апреле 2005 года):
«Ведь метро для нашего города – это жизнь. Без подземки Красноярск остановится через пять-шесть лет. Уже сейчас все жители замечают, что на дорогах становится тесно. Кроме того, ритм жизни становится все быстрее. Так что метро у нас будет, несмотря на нежелание многих содействовать активному его строительству», — заявил Петр Пимашков.
Губернатор Александр Хлопонин (в ноябре 2005 года)
«Это метро, которое запланировано, не закроет потребностей города по развязке, по транспортной разгрузке города. Все дело в том, что оно захватит из миллиона жителей Красноярска всего лишь 200 тысяч. Только эти 200 тысяч смогут им напрямую пользоваться и оптимизировать свои транспортные потоки.
Вопрос: а если мы на эти 50 миллиардов рублей, которые планируются, в течение пяти лет отремонтируем дороги, сделаем дополнительные транспортные дорожные развязки, мосты? Метро, по большому счету, не разгрузит наши дороги. Я не противник метро, но давайте возьмем историю. Метро строилось тогда, когда, например, как в Татарстане: нашли монету, которая определила, что тысяча лет Казани, и под эту дату были вложены огромные деньги. Самостоятельно мы из бюджета эти объемы не потянем».
И снова Александр Хлопонин (в апреле 2007 года):
Опять Петр Пимашков (в феврале 2010 года):
«Метро Красноярску необходимо. Я в этом всегда был убежден. Без метро город просто будет задыхаться! К великому сожалению, неблагоприятная финансовая обстановка не дает краю выделять необходимые средства. А вы знаете, что из федерального бюджета выделяют 50% от суммы на строительство метро. К 2015 году мы планируем, что будут готовы три станции «Высотная», «Копылова» и «Вокзальная». Работы ведутся. Я думаю, что никто не возьмет на себя ответственности остановить строительство метро в Красноярске».
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов (в апреле 2011 года):
«Я считаю, что метро очень важно для города, но я понимаю, что это очень дорогостоящий проект, и мы, как общество, должны принять решение с учетом количества пробок, ментальности передвижения людей, опыта других городов, который показывает, что появление метро ведет к изменению транспортных потоков, созданию новых локальных пробок.
Мы должны решить, что для нас приоритетнее – четвертый мост, локальное кольцо в городе или же метро. Мы не можем себе позволить тратить деньги по всем направлениям. Моя же принципиальная позиция в том, что сегодня правильнее сконцентрироваться на транспортной инфраструктуре и дорожных развязках, а не вкладывать деньги в метро, ведь за 10 лет огромные средства тратились только на поддержание инфраструктуры, которая есть под землей и чуть-чуть ее наращивать. Но теми темпами, которыми это делается – это не имеет смысла».
И.о. мэра Красноярска Эдхам Акбулатов (в мае 2012 года):
Глава управления по строительству метро Николай Болдин (в мае 2013 года):
«Опыт Казани показывает, что при выделении 5-6 миллиардов в год на строительство метрополитена можно задействовать не одну машину, а три-четыре машины и построить первую очередь метрополитена за четыре-пять лет».
Спикер Заксобрания края Александр Усс (в декабре 2013 года):
«Мне кажется, что если бы строительство не было свернуто, Красноярский край находил бы как минимум по одному миллиарду в год из своего 150-170-миллиардного бюджета, чтобы эту стройку вести. Поэтому я за то, чтобы эту стройку возобновить».
И.о. губернатора Красноярского края Виктор Толоконский
(в мае 2014 года сразу после переезда в Красноярск из Новосибирска):
«Для любого крупного города метро необходимо. Здесь совершенно неправильно дискутировать — нужно или не нужно. Конечно, нужно. Поверьте, за эти неполных два дня в Красноярске я уже ощущаю, что здесь оно еще нужнее, потому что тут узкие улицы <…> От идеи метро мы не откажемся, будем доказывать, что город-миллионник должен иметь приоритет со стороны федерального финансирования».
Инициатор строительства метро экс-губернатор края Валерий Зубов
(в августе 2014 года, отвечая на вопрос заменит ли кольцевая электричка проект метро):
«Ну, какое наземное метро!? Выйдите в Красноярске зимой на улицу и представьте, как вы будете сажать людей в вагоны в таком климате».