Ливень, который обрушился на красноярск 12 июля, в очередной раз продемонстрировал беззащитность горожан перед стихией. За считанные минуты падающая с неба вода превращалась в ручьи, а затем - в реки.
По колено в воде
Июльский блокбастер «Красноярск уходит под воду» можно было наблюдать из окон редакции: пешеходы в воде по щиколотку, а кое-где - по колено. Автомобили, решившиеся форсировать бурлящие потоки, то и дело глохли и беспомощно замирали. Местами легковые машины тонули под крышу. На ул. Железнодорожников попали в водную ловушку пассажиры автобуса - 13 человек ожидали помощи, с тревогой глядя на поднимающуюся к сиденьям грязную воду. Находчивые горожане принесли резиновую лодку и пустились в плаванье, а кто-то открыл купальный сезон. Пробка рекордной длины растянулась на 3,8 км - от улицы Кирова до Калинина, на Республики, Маерчака, да и по всему городу. Урожай потерянных автомобильных номеров чуть позже выкладывали на обочины сострадательные горожане.
Подобные природные катаклизмы, переходящие в коммунальные, повторяются в нашем городе с пугающей частотой.
- Ситуация из года в год усугубляется, - сетует Станислав САВЧУК, руководитель краевого общества по защите прав автовладельцев. - Ливневую канализацию никто не чистит, в итоге топить начало даже центр города, чего раньше не происходило. В результате ливня пострадало около 200 автомобилей. Основная проблема - вода в двигателе, что выводит его из строя. Пострадавшим нужно оформить ДТП, нарисовать схему участка дороги и обращаться в ГИБДД, чтобы получить справку о ДТП. Кроме того, необходимо пройти экспертизу, которая даст заключение о стоимости ущерба. Этого достаточно для судебного иска. Ответчиками могут стать Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства или «КрасКом».
МЧС в помощь
- Городская система водоотведения заменила собой ливневую канализацию. Дорожные службы и жилищные организации самостоятельно открывали люки на проезжей части и во дворах, используя систему канализования как «ливнёвку» для отвода луж, - рассказал Олег ШАДРИН, начальник управления водоснабжения и водоотведения. - Попавший в систему водоотведения мусор забивал решётки на очистных сооружениях - за день извлекли более 5 тонн вместо обычных 200 кг.
О том, что городу нужны ливнёвки, «АиФ на Енисее» пишет регулярно, но на сегодняшний день их в Красноярске - всего десятая часть от необходимого и местонахождение многих неизвестно.
- Карта размещения ливневой канализации - почти пустая. Полной модели, показывающей, какая вода куда поступает, какова пропускная способность - нет. Только для оценки технического состояния сетей и возможности прокладки новых необходимо около 100 млн рублей. А их в бюджете нет, - говорит Сергей ЛОПАТИН, эксперт в области градостроительства.
Тем более нет денег для строительства новой ливневой канализации. Поэтому красноярцам стоит запастись терпением и резиновыми сапогами. А вместо автомобиля в дождь удобно использовать лодку.