Примерное время чтения: 6 минут
189

Управлять эмоциями. Как работает линия психологической поддержки?

"АиФ на Енисее" № 15 (2212) 12/04/2023
Чаще всего на линию звонят люди с личными проблемами – неуверенность, тревожность, паника, утраты, депрессия.
Чаще всего на линию звонят люди с личными проблемами – неуверенность, тревожность, паника, утраты, депрессия. АО «РУСАЛ Красноярск»

Любому работодателю важно, чтобы его сотрудники были здоровы. Но если о физическом здоровье людей на некоторых предприятиях действительно активно заботятся: есть корпоративные клиники, программы ДМС, то о психологическом думают редко. Хотя давно доказано, что соматическое здоровье напрямую связано с эмоциональным благополучием.

Сначала коронавирус

В компании РУСАЛ для сотрудников с июня 2022 года работает линия психологической поддержки. Очень важно, что обсудить возникающие эмоционально сложные ситуации по телефону со специалистом могут не только работники предприятия, но и члены их семей. Локально высококвалифицированные психологи находятся в Красноярске. Но работают на все территории присутствия компании. Есть график, когда можно звонить. Так, на территории Красноярского края психологи готовы выслушать обратившихся с 8.00 до 21.00. При этом звонки, поступившие позже, будут обработаны на следующий день. А если специалист занят, то он перезвонит в течение трёх часов.

«Мы все переживали непростые годы пандемии коронавируса. Тогда стали чётко понимать, что у сотрудников снижается работоспособность, люди столкнулись с трудностями управления эмоциями, – рассказывает главный врач РУСАЛ Медцентра Валерий Савельев. – Некоторые длительно болели, им сложно вернуться и адаптироваться на рабочем месте, они сталкиваются с проблемами, потому что, к сожалению, ковид – это заболевание, которое крадёт мышление, память, способность живо мыслить.

Людей надо было активировать: рассказать, что они могут бороться с проблемами, раскрыть себя заново. Люди интересовались, есть ли у нас корпоративный психолог или можно ли попасть на консультацию в рамках ДМС. Вопрос назревал, и на очередном совещании с руководителями компании мы приняли решение создать такую телефонную линию».

Изначально проект запускался как пилотный, на три месяца. Но постепенно звонков становилось больше, обратившиеся делились с коллегами своим опытом, помимо листовок и объявлений заработало так называемое «сарафанное радио», и организаторам стало понятно, что линия поддержки – история, требующая продолжения.

Разобраться с эмоциями

На звонки сейчас отвечают два психолога. Оба имеют большой опыт. Так, у Елены Усаковой высшая квалификационная категория по специальности «медицинская психология». У неё большой опыт диагностической, экспертной (отделение судебно-психиатрическое), психокоррекционной (индивидуальной и групповой) работы. Также она сотрудничала с психологами МЧС, в том числе работала на телефоне экстренной психологической помощи и в чрезвычайных ситуациях. Сейчас её основное место работы в одном из крупных стационаров Красноярска.

«Я очень долго работаю психологом, в этом году будет 24 года, – рассказывает Елена. – Чаще всего работаю с человеком один на один. Оказываю консультативную и коррекционную помощь, провожу диагностические исследования. Консультация по телефону в психологии считается высшим пилотажем. Я не вижу человека, не могу посмотреть ему в глаза, не могу отследить его эмоции, мимику. Только на слух. Я считаю, что это серьёзный профессиональный рост. Ведь очень разные люди звонят».

Помощь оказывается анонимно. Если только сам человек хочет, то может представиться, рассказать, где и кем работает. Но психолог таких вопросов не задаёт. Конфиденциальность, как рассказывает Елена, может не соблюдаться только в тех случаях, когда звонящий представляет опасность для себя или окружающих: высказывает суицидальные мысли или проявляет агрессию. Но на линии компании таких случаев не было. Правда, сложные ситуации бывают. По словам Елены, как-то ей позвонил человек в состоянии панической атаки. Ему удалось помочь. После консультации он обратился к неврологу (там, где он живёт и работает, врача-психиатра нет).

«Сейчас у людей высокий уровень тревожности. Она обычно неопределённая. Поэтому тревогу в разговоре стараемся перевести в страх, эмоцию, более понятную и простую, с ней проще работать, – объясняет эксперт. – Бывают ситуации, когда человеку трудно разобраться со своими эмоциями и чувствами. Однако если он их проговаривает кому-то вслух, в данном случае мне, то сам начинает лучше понимать свою проблему и видит пути выхода из неё. Иногда людям не хватает элементарной эмоциональной грамотности. Когда человека начинают накрывать эмоции, он не сразу понимает, что происходит, и либо срывается на детей, либо скандалит с супругом или супругой. Хотя у самого внутри плохо.

Начинаешь выяснять, что чувствует… Объясняем, что у нас есть эмоции – это краткосрочные состояния, а есть чувства – это состояние более длительное. Своеобразный эмоциональный ликбез. Выясняем вместе, чего человек боится. Проговариваем, что будет, если это случится. Человеку проще это принять, когда он знает, какие есть пути развития ситуации. Но психолог не даёт совет, как жить. Человеку важно самому уметь принимать важные решения в своей жизни, обсудив свою ситуацию со специалистом».

Чаще всего на линию звонят люди с личными проблемами – неуверенность, тревожность, паника, утраты, депрессия. Обращаются по поводу семейных ситуаций и конфликтов в коллективе. Можно звонить, если есть проблемы со здоровьем: заболевая, человек начинает испытывать большой спектр эмоций, которых не было до этого, или когда случилось насилие.

Молодые звонят чаще

Всего с начала работы линии психологической поддержки на неё только первичных звонков было около 500. Но иногда человек перезванивает повторно. В среднем разговор со специалистом длится 30–40 минут. Некоторые приходят на очные консультации. Чаще всего обращаются люди среднего и молодого возраста – 30–35 лет. Видимо, уровень доверия психологам у них выше. Причём среди них есть как рядовые сотрудники, так и руководители. Но точную статистику организаторам проекта вести сложно из-за анонимности: не каждый раскрывает свою должность и предприятие.

Проект сразу заявлялся как помощь не только сотрудникам, но и членам их семей. И некоторые обратившиеся просят психолога поработать, например, с супругом или супругой. Но это можно осуществить только с согласия второй стороны. Такой семейный подход нужен для того, чтобы нормализовать эмоциональное состояние не только на работе, но и дома у работника компании.

«Соматическое, телесное здоровье дарит нам большее количество лет, а психологическое определяет качество нашей жизни, дарит возможность жить радостно и полноценно, – говорит Елена Усакова. – Наша работа нацелена на устранение причин беспокоивших человека состояний и на достижение им индивидуального состояния благополучия. Каждому человеку психолог подберёт и поможет ему освоить простые и эффективные методы и навыки, которые помогут справляться с неприятными ситуациями, не доводя проблему до катастрофы».

Комплексный подход и доступность медицинских услуг высокого качества позволит сохранить здоровье и трудовое долголетие сотрудников. Этот принцип определил основатель компании РУСАЛ Олег Дерипаска, создавая в 2008 году из разрозненных медсанчастей в разных регионах единую корпоративную структуру медцентров. Сейчас это 11 филиалов и 7 обособленных подразделений в тех регионах, где работают предприятия РУСАЛа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах