Большой поход
Обь-Енисейский канал прокладывался в конце ХIХ века там, где и сейчас-то встретить человека - большая удача. Именно в эти дикие места и отправилась съёмочная группа ГТРК «Красноярск». Она должна была снять фильм про одно из чудес Красноярского края - Обь-Енисейский водный путь. Способов добраться до канала всего два: на автомобиле и моторках через Томскую область либо на вертолёте до Водораздельного озера - границы бассейнов двух великих рек. Выбирать пришлось второй - лето 2012 года чрезвычайно засушливое, и по воде мелководья пройти практически невозможно.
Высаживаться пришлось на Касовском шлюзе. Тут же находится и одноимённая заимка. Несколько десятилетий здесь жили старообрядцы-беспоповцы, но весной 2012-го они отсюда уехали. Заимка до сих пор хранит тепло людей, дома не успели обветшать.
Первоначальные планы пройти Копь на туристическом катамаране потерпели фиаско - нет глубины. Пришлось позаимствовать староверские лодки-долблёнки. Восемь километров канала одолели за три часа. Сильно мешал гнус, воды мало, временами приходилось тащить лодки волоком. Однако Водораздельного достигли. Шок. С воздуха казалось, что водоём чистый и глубокий. На деле оказалось - сплошное болото. После полутора часов битвы с грязью пришлось поворачивать обратно. Надежды достичь томской стороны провалились. Но и без этого сооружение поражает. Лопатами, без какой-либо механизации, за десять лет русские мужики вручную прокопали сооружение, которое до сих пор сравнивают с Суэцким каналом.
Шлюзы, плотины, хозяйственные постройки и жилые дома сделаны из добротной тяжёлой лиственницы, росшей по берегам канала. Всё тщательно подогнано.
Надежды купцов не оправдались
В ХIХ веке предполагалось, что путь соединит Западную Сибирь через Обь, Енисей, Ангару, Селенгу с Амуром. Этакий водный аналог великой Транссибирской железнодорожной магистрали. Но этим планам не суждено было осуществиться. И могильщиком водного пути стала именно железная дорога. Заказчики предпочитали отправлять грузы как раз по Транссибу - быстрее и дешевле. Надежды сибирских купцов на получение колоссальных прибылей рухнули в одночасье. Официально путь открыли в 1893 году - именно тогда здесь прошёл первый пароход. Однако фактически шлюзы и плотины достраивались ещё пять лет. Лишь несколько раз за навигацию по каналу проходили пароходики и баржи.
Староверы и легенды
На всём протяжении водного пути - лишь три селения: Налимное, Безымянка и Александровский Шлюз. Свой уклад жизни. Человек просто обязан уметь в лютый мороз переночевать в лесу или сходить в одиночку на медведя. И этому начинают учиться ещё с детства. Лодыри в тайге не выживают. Однако теперь отшельниками их не назовешь - практически у каждого во дворе стоит хорошая машина, как минимум моторная лодка, а то и тяжёлый грузовик. Путников доброжелательно привечают. Помогут связью, если надо - продуктами. Именно отсюда впервые за неделю удалось связаться с Красноярском - сообщить, что все живы-здоровы. Но жизнь здесь достаточно тяжёлая. Чтобы её облегчить, приходится идти на массу ухищрений. Несколько лет назад в старом шлюзе установили настоящую гидроэлектростанцию. Её спроектировали и построили сами старообрядцы. По всем правилам гидроэнергетики.
Василий Зебзеев - как живая энциклопедия канала. Отшельник живёт здесь с 1959 года и знает каждый шлюз, каждое бревно сооружения. За 130 лет Обь-Енисейский канал успел обрасти массой легенд и слухов. Например, в 1918 году часть сооружений была взорвана войсками отступающей белой армии. И теперь многие кладоискатели безуспешно пытаются отыскать так называемое золото Колчака, якобы спрятанное в районе шлюза Марьина Грива. Именно белогвардейцы уничтожили и Баронский тракт - столбовую дорогу, которая была проложена вдоль всего канала. Другая история случилась ещё во время постройки канала. Железнодорожное лобби Транссибирской магистрали всерьёз озаботилось возможной конкуренцией со стороны речников. Устранить оппонентов решили не совсем законными методами. По легенде, вышли «с предложением, от которого нельзя отказаться» на руководителя строительства Бьорка Аминова - изменить проект до состояния нежизнеспособности. Якобы за это он взятку взял - миллион рублей золотом.
Мертворождённое дитя
Обь-Енисейский канал так никогда и не использовался по назначению. Деньги оказались потраченными впустую. Только в 1942 году здесь прошёл последний караван из четырёх судов. Шла война, и на Оби остро не хватало плавсредств для перевозки стратегических грузов. Пришлось перегонять их с Енисея. Это была труднейшая эпопея, которая продолжалась четыре месяца. С пароходов-колёсников пришлось «срубать одно крыло», - убирать с правого борта гребные колёса. А для повышения уровня реки выше по течению матросы строили новые плотины. Титанический труд. То, что делали тысячи рабочих, спустя полвека воссоздавали всего несколько десятков речников.
Смотрите документальный фильм Дмитрия Бызова «Копь» в субботу, 1 сентября, в 10.05 в проекте «7 чудес Красноярского края» на телеканале «Россия1-Красноярск».