Красноярск, 20 марта – «АиФ на Енисее». Завышенные тарифы, изношенность коммунальных систем, коррупция, хамство в сфере ЖКХ стали темой №1 во время работы «Народной приёмной «АиФ». Потеряв надежду добиться справедливости на местах, люди как в последнюю инстанцию шли на встречу с журналистами газеты.
Тарифы с потолка
Масса посредников между ресурсоснабжающими организациями и конечными потребителями приводит к тому, что тарифы на одни и те же услуги в разы отличаются даже в соседних населённых пунктах. У одной водопроводной трубы на три километра может быть три разных хозяина, и каждый накручивает свои тарифы. За тепло- и водопотери из-за изношенности канализационных систем платят жильцы. А управляющие компании и ТСЖ настолько уверены в своей безнаказанности, что в открытую воруют и с награбленными миллионами исчезают. При этом вода из водопровода бежит ржавая, а батареи в квартирах едва тёплые. Зато суммы в платёжках растут раз от разу. При этом краевое министерство ЖКХ заявляет о том, что в регионе установлена одна из самых льготных в РФ шкала по доходу при уплате коммунальных платежей. Тем не менее к нам продолжают поступать жалобы от читателей, что большую часть пенсий и зарплат приходится тратить на оплату ЖКХ. На днях Людмила ВАХРУШЕВА, жительница с. Каптырёво Шушенского района, прислала копию платёжки. Ежемесячно она за двоих прописанных в доме платит свыше 11 тысяч рублей:
1 330 - за холодную воду, 3 787 - за горячую и 6 091 - за отопление.
Естественно, что большинство проблем в сфере ЖКХ невозможно решить на местном и даже на региональном уровне, большинство вопросов жителей края - к федеральным властям и законодателям.
Проблемы в сфере ЖКХ стали темой круглого стола, на который мы пригласили Вячеслава НОВИКОВА, члена Совета Федерации России, и Валерия ЗУБОВА, депутата Государственной думы.
Обман или «халява»?
В период раздачи многих вынудили приватизировать ветхое жильё и вместе с ним - трухлявое коммунальное хозяйство. Проблемы как снежный ком стали нарастать с начала реформы ЖКХ. Для нечестных на руку коммунальщиков она стала настоящей кормушкой. Всё это происходило при попустительстве власти. Некоторые чиновники обвиняют население в нежелании стать настоящими собственниками доставшегося якобы им «на халяву» жилья. Однако в неравных условиях оказались те, кто приватизировал квартиры в новом доме, и те, кто вынужден был взять в собственность ветхие «квадраты». Поэтому некоторые называют эту раздачу обманной приватизацией. И сроки её окончания, похоже, будут продлевать до тех пор, пока государство полностью не избавится от муниципального жилья.
- Чтобы передать ЖКХ в частные руки, нужно было потратить 2 трлн рублей - треть всего бюджета страны, и денег у государства на это не было, - рассказывает Вячеслав Новиков. - Поэтому всё пошло тихой сапой. На моей памяти около четырёх раз мы меняли законодательство, связанное с управляющими компаниями. Как бороться с проходимцами, которые просто собирают деньги и потом вообще исчезают?
Между двумя представителями верхней и нижней палаты парламента разразилась полемика о том, кто виноват в этом. Сенатор Новиков считает, что собственники не желают участвовать в управлении домами, чем и пользуются нечистые на руку УК.
- А что жильцы делали для того, чтобы эту ситуацию исправить? - спрашивает он. - Ведь законодательство устроено таким образом, что жильцы самостоятельно выбирают способ управления, и в случае если УК их не устраивает, они могут расторгнуть договор. Но им некогда ходить на все эти собрания. В результате выбирают тех людей, которые занимаются чем угодно, только не защитой интересов жильцов.
Однако есть и такие, кто готов отстаивать свои интересы в судах. В Минусинске жители одного из ТСЖ уличили руководство товарищества в многочисленных злоупотреблениях. В частности, ТСЖ ухитрилось за счёт жильцов потратить полмиллиона рублей на борьбу с инициативной группой и без стеснения написала об этом в официальном отчёте.
В одной упряжке
По мнению Валерия Зубова, эта проблема гораздо шире.
- Прежде чем апеллировать к населению, надо, чтобы власть двинулась навстречу решению проблемы, - считает Зубов. - Вот «Водоканал» - монополист. Как в частных руках оказался? Отчего тогда жалуетесь, что у нас такие тарифы на воду? Власти на местах специально создали монополию водоснабжения. Если население увидит, что власть борется с коррупцией, монополизмом, разумно использует финансовые ресурсы, тогда можно рассчитывать на то, что население будет ходить на собрания и постарается изменить ситуацию.
В Минусинске жители рискнули пойти против власти монополистов, когда решили перейти на непосредственное управление домом. Собственники дома решили отказаться от услуг УК и заключить индивидуальные договоры с ресурсоснабжающими организациями, что не противоречит законодательству. Однако для производителя тепловой и электрической энергии, который при таком раскладе теряет значительную сумму денег из своего кармана, закон оказался не писан. В городском суде жильцам своего права отстоять не удалось, им посоветовали обратиться в краевой. И дело того стоило.
По мнению Зубова, основная проблема ЖКХ, как и других российских проблем, - многие годы несменяемой власти на всех уровнях, которые за это время настолько скрепились взаимными обязательствами, оказанными услугами, откатами, что изменить ситуацию невозможно.
- Надо хотя бы один раз рискнуть и перетряхнуть власть… Просто без политической ответственности, без страха власти, что её сменят, принимаются неэффективные решения.
* * *
В конце февраля президент Владимир Путин жёстко раскритиковал беспредел, творящийся в системе ЖКХ, и потребовал от Минрегиона внятного обоснования роста тарифов. Уже 11 лет первые лица страны периодически хмурят брови и стучат кулаком по столу, но ситуация становится ещё хуже. Может, на этот раз мы увидим конкретные решения от власти, а не очередные популистские жесты.
Татьяна КАРНАУХОВА, юрист по вопросам ЖКХ:
- Судебные разбирательства по фактам израсходования нецелевым образом денежных средств очень тяжело доказывать. ТСЖ либо УК недолжным образом предоставляют информацию, ссылаясь на то, что это закрытая информация. Хотя согласно постановлению правительства РФ от 6 февраля 2012 года, вся информация любого ТСЖ или УК должна быть размещена на сайте, и любой житель может получить исчерпывающую информацию по своему дому.
Кстати:
В 2010 году в крае на бюджетные деньги был создан cool-центр для решения проблемных вопросов в сфере ЖКХ. Только в 2012 году сюда поступило около 20 тысяч звонков граждан.
Телефоны cool-центра: (391) 273-03-00 или 8-800-333-70-07 (бесплатно для жителей края) с 9-00 до 20-00 с понедельника по пятницу.