4 апреля, Красноярск – «АиФ на Енисее». Красноярским археологам всё чаще приходится работать в авральном режиме, чтобы успеть спасти уникальные артефакты древности, прежде чем их затопят или закатают в асфальт. По мнению Николая ДРОЗДОВА, учёного с мировым именем, наиболее беспардонно себя ведут крупнейшие компании, которые могут позволить себе обходить требования закона.
На стыке эпох
«АиФ на Енисее»: - Николай Иванович, складывается такое впечатление, что в последнее время наши археологи постоянно работают в экстремальном режиме: затапливают ложе Богучанской ГЭС - надо срочно закончить раскопки, начинается строительство железной дороги Курагино - Кызыл - необходимо ускорить изыскания вдоль трассы. В Красноярске при строительстве моста через Енисей та же картина - раскопки на Афонтовой горе пришлось вести даже в декабре!
Николай Дроздов: - Есть такие факты, что работы ведутся аврально, это очевидно. Причина следующая: те, кто проектируют и строят, не знают законов. Афонтова гора является памятником федерального значения с 70-х годов прошлого столетия. Ещё когда только начиналось проектирование моста, нужны были согласования с археологами - ничего этого не было сделано. Подъездные пути к мосту идут прямо через центр археологического памятника! Мы говорим, что нужны исследования, нам - какие исследования… Хозяйствующие органы заинтересованы только в том, чтобы удешевить строительство и не тратиться на какую-то науку.
«АиФ на Енисее»: - Значит, конец Афонтовой горе?
Н.Д.: - Она может быть уничтожена, если будет принято волевое решение какого-то большого лица. Как это было в зоне затопления БоГЭС, где глава Правительства РФ утвердил списание археологических памятников, хотя не все они были до конца исследованы. Мы понимаем, что мост строить надо, город задыхается, но срочно объявляйте тендер на масштабные раскопки памятника. Сейчас совместно с органами охраны написали записку на имя Виктора Томенко, главы краевого правительства, ждём, когда учёных соберут, чтобы найти приемлемый вариант: не тормозить строительство, но спасти Афонтову гору. В первую очередь, это памятник эпохи палеолита, самые древние находки его датированы 32 тысячами лет до нашей эры. Есть всего две стоянки каменного века, которые упоминаются во всех мировых учебниках археологии. Афонтова гора - одна из них. Кстати, в конце ноября, когда мы уже изо всех сил боролись со снегом, на горе было найдено поселение эпохи неолита, эпохи палеометалла - железного века, наконец, было найдено поселение первых русских периода основания Красноярска. То есть человек на этой горе жил тысячи лет.
Утонувшая история
«АиФ на Енисее»: - А что с зоной затопления БоГЭС?
Н.Д.: - Уже ничего, там всё затоплено. Под воду ушло 18 объектов, которые не были исследованы до конца. Деньги на раскопки Федерация выделила. Но, во-первых, этого было мало, во-вторых, слишком поздно, когда все уже за голову схватились. На территории Иркутской области по Ангаре остаётся, если не ошибаюсь, ещё 14 памятников, до которых вода пока не дошла. За них наши коллеги сейчас борются. А мы добиваемся проведения десятилетнего археологического мониторинга в районе водохранилища. Его береговая линия меняется, и периодически затопленные памятники будут подниматься.
Возможно, что вода вымоет и то, что ещё даже не было найдено. Такое уже было на Красноярском водохранилище, так мы получили Куртакский археологический район, где найдены объекты, возраст которых -
300 тыс. лет, - пока это первые следы человека на Енисее. Но на мониторинг нужны средства.
«АиФ на Енисее»: - Но раз есть законодательство на этот счёт, то должно быть определено, кто должен вести мониторинг и кто финансировать.
Н.Д.: - Водохранилища находятся в федеральной собственности. То есть должно финансировать государство. Но ГЭС, которая их эксплуатирует, платит водный налог, в принципе тоже должна перечислять на такой мониторинг деньги. Пока чёткого понимания по этой проблеме нет. Учёные написали письмо президенту, премьер-министру, в Общественную палату РФ с тем, чтобы они вышли с инициативой определить порядок мониторинга законодательным актом. Чтобы не было, как сейчас: кто хочет, даёт деньги, кто не хочет, не даёт.
«АиФ на Енисее»: - Те же самые проблемы и в районе будущей трассы Курагино - Кызыл?
Н.Д.: - Да, можно было на стадии проектирования проконсультироваться с археологами, где надо перенести трассу буквально на пятьдесят метров. Тоже ничего этого не сделали. Но ситуацию сейчас во многом сглаживает помощь Сергея Шойгу, который возглавляет Русское географическое общество.
«АиФ на Енисее»: - То есть современным бизнесменам в принципе закон не писан? Построят, если убедят власти, и никакая наука им не указ?
Н.Д.: - К счастью, так ведут себя не все. Многие компании, как положено, выходят на нас, запрашивают смету расходов на проведение археологических исследований. В 2012 году в крае было 12 таких проектов. Например, такие работы велись на строительстве нового моста через реку Иркенеева в Богучанском районе, при строительстве линий электропередачи в этом же районе. В этом году готовимся к изысканиям на строительстве дороги в обход Ачинска. То есть когда всё это учитывается на стадии проектирования, нет никаких проблем. Однако, как показывает практика, чем крупнее компания, тем она меньше думает о сохранении исторического наследия. Хотя у них юридические службы вроде бы хорошие, законы должны знать. Но, видимо, просто не нужно им этого.
СПРАВКА
Николай ДРОЗДОВ родился в 1947 году в Белоруссии. Окончил Иркутский государственный университет, аспирантуру в Институте истории филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. В 1987-1997 гг. - заведующий лабораторией археологии и палеографии Средней Сибири Института археологии и этнографии СО РАН. С 1997 по 2012 год - ректор КГПУ. Доктор исторических наук, профессор, автор более 150 научных работ по археологии и истории Центральной и Восточной Сибири.