Примерное время чтения: 6 минут
1043

Скрипка с клеймом Страдивари. Из Красноярка инструмент XIX века уедет в ЛНР

Такие инструменты изготавливали немецкие мастера, которые всегда работали по методике итальянской школы.
Такие инструменты изготавливали немецкие мастера, которые всегда работали по методике итальянской школы. Вести Красноярск

Скрипка с клеймом «Страдивари» долго лежала в шкафу на антресолях сначала в доме в деревне Ольгинка Донецкой области, а потом в Красноярске. На инструменте, которому больше ста лет, не играли уже как минимум 60. Но вскоре скрипка вновь зазвучит, притом в Луганской области. 

Об удивительной судьбе старинного инструмента узнавал корреспондент krsk.aif.ru.

В чехле на полке

Смычок не касался струн этого инструмента больше шести десятилетий. Большую половину своего срока жизни, если можно так выразится, он хранился у жительницы Красноярска Ольги Королёвой.   

«Хочу, чтобы скрипку отдали в хорошие руки. Если инструмент наконец найдёт своего хозяина, который начнёт на нём играть, буду очень рада», – говорит красноярка.

В редакции «Радио России. Красноярск» она аккуратно вынимает из светлого плотного чехла скрипку с клеймом «Страдивари» на обратной стороне корпуса. Инструмент принадлежал её дяде Фёдору, который купил его на нижегородской ярмарке в начале 1930 года.

Ольга Королёва хранила инструмент с 1963 года.
Ольга Королёва хранила инструмент с 1963 года. Фото: Вести Красноярск

По словам женщины, её родственник обладал прекрасным слухом и очень любил играть на различных народных и струнных инструментах. У него была гитара, балалайка, потом появилась и скрипка.

Как вспоминает Ольга Евгеньевна, пожилой мужчина, продававший инструмент, рассказал её дяде, что принадлежала скрипка его отцу – музыканту одного из помещиков. Тот содержал оркестр и заказывал инструменты в Европе.

«Чтобы сохранить память о дяде, который ушёл на фронт в 1941 году и через два года после окончания войны умер от туберкулёза, в 1963 году я приехала к моей бабушке в село Ольгинка Донецкой области и забрала скрипку. Всё это время инструмент вместе со смычком лежал в чехле на верхней полке в её шкафу», – делится Ольга Королёва.

Она тоже хранила скрипку в том же самом чехле вплоть до марта этого года. А потом произошло событие, которое можно назвать провидением.

Ольга Евгеньевна, у которой, по её словам, радио работает с утра до полуночи, послушала передачу Дианы Гурцкой, в которой принял участие известный российский скрипач Пётр Лундстрем. Внучатый племянник короля русского джаза, композитора и дирижёра Олега Лундстрема рассказывал, что недавно отвёз скрипку в музыкальную школу в Волноваху Донецкой области.

Буквально через два дня женщина услышала, как в передаче красноярского радио тоже рассказывали об этих струнных инструментах.

«Вот тогда и подумала: всё идёт к тому, что я должна отдать скрипку, которую хранила столько лет. Позвонила шеф-редактору «Радио России. Красноярск» Татьяне Марченко и рассказала о скрипке», – говорит Ольга Евгеньевна.

«Молодая старушка»

Татьяна Марченко уговорила Ольгу Королёву приехать в редакцию вместе с инструментом.

«Мы записали с ней интервью, коллеги из программы «Вести. Красноярск» сняли сюжет, чтобы наши радиослушатели и телезрители об этом узнали. Потом связались с Михаилом Иосифовичем Бенюмовым, он как раз в это время принимал участие в фестивале «Три поколения скрипки», посвящённом его 75-летию. Он предположил, что скрипке порядка 150 лет, и предложил передать её в музыкальную школу Луганска, где учился. Идея отличная, после реставрации будем думать, как её туда переправить, тем более Красноярск – побратим Свердловска в Луганской области», – делится Татьяна Марченко.

За реставрацию инструмента взялся один из ведущих скрипичных мастеров Красноярска Владимир Горюськов. По его словам, несмотря на клеймо «Страдивари», к изготовлению скрипки знаменитый итальянский скрипичный мастер отношения не имел. Она была сделана немцами, которые всегда работали по методике итальянской школы.

«По всей видимости, инструменту больше 100 лет. Его, конечно, нельзя назвать уникальным, представляющим особую ценность, или произведением искусства. Тем не менее скрипка неплохая. Изготовлена в конце XIX века из хорошо выдержанного дерева. Я бы назвал её «молодой старушкой», по сравнению с теми «старыми девушками», которые были сделаны мастерами XVII–XVIII веков», – с улыбкой говорит Владимир.

Восстановление подобных инструментов недёшево. Чем они стариннее, тем выше ответственность реставратора, который должен сохранить авторский стиль и звук. Его главное правило, как и у врача, – не навредить. По некоторым оценкам, такая работа стоит от 200 тыс. до 250 тыс. рублей.

Однако Владимир Горюськов занимается восстановлением скрипки безвозмездно. На вопрос, почему, отвечает просто: «Я же понимаю, куда она должна будет отправиться. Понимаю, что школы там разрушены, многие жители остались без крова. Каждый помогает чем может: кто-то продуктами, кто-то перечисляет деньги или собирает гуманитарную помощь. Я решил помочь, отреставрировав скрипку. Кроме того, сейчас многие музыкальные и художественные школы отправляют на Донбасс инструменты, краски, кисти».

Несмотря на клеймо «Страдивари», к изготовлению скрипки знаменитый итальянский скрипичный мастер отношения не имел
Несмотря на клеймо «Страдивари», к изготовлению скрипки знаменитый итальянский скрипичный мастер отношения не имел Фото: Вести Красноярск

По словам скрипичного мастера, процесс реставрации займёт не меньше месяца. Несмотря на то, что скрипка неплохо сохранилась, в любом случае, это долгая кропотливая работа.

«После реставрации это будет весьма достойный инструмент, который подойдёт если не солисту высокого уровня, то для студента консерватории или для рядового оркестранта станет идеальным», – обещает Владимир Горюськов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах