Друзья уговаривали ее принять участие в проекте «Голос», когда он только стартовал на Первом канале, но решилась Элина Пан испытать судьбу только в юбилейном, десятом сезоне, который стал не только ярким, но драматичным. Когда уже шли «Нокауты» не стало одного из самых титулованных наставников - Александра Градского.
Уроженка Норильска Элина Пан, находясь в шаге от вылета, осталась в проекте благодаря Леониду Агутину. Но песня, которую она исполнила, оказалась пророческой. Накануне полуфинала, Элина рассказала «АиФ-Красноярск» о проекте, его закулисье и о том, как участники переживали случившуюся трагедию.
Девочка с севера
Елена Бухтоярова: Элина, ты родилась почти в самой северной точке страны, в Норильске. Условия, мягко скажем, суровые. Чувствуешь ли себя закалённой?
Элина Пан: Я очень люблю Норильск, и мне там жилось хорошо. Позже, конечно, захотелось уехать. Творческой личности в городе рабочих сложно, хочется развития. А условия меня действительно закалили. Холод закаляет не только тело, но и душу. Когда ты должен терпеть низкие температуры, ты становишься крепким. Как сказал Бродский: «Красота при низких температурах – истинная красота».
– Когда проект «Голос» только стартовал, друзья тебе советовали принять в нём участие. Но ты не решилась. Сейчас почувствовала, что пора?
– Тогда, 10 лет назад, я не чувствовала себя готовой к проекту. Сегодня, как и многие вокалисты, люди любой другой творческой профессии, чувствую желание показать себя и своё творчество большой аудитории. И такой проект, как «Голос» – лучший способ заявить о себе.
От скуки стала петь
– На слепых прослушиваниях к тебе повернулись два наставника – Дима Билан и Леонид Агутин. Почему выбрала Билана? Позже спас-то тебя именно Агутин.
– Мне очень нравятся наставники, считаю, что мне с ними очень повезло. Дима меня почувствовал сразу. Эта связь произошла ещё на слепых прослушиваниях, случился коннекшн. С ним была плодотворная работа, он давал такие песни, которые попадали в меня, абсолютно нравились и устраивали. Особенно последняя – точное попадание в меня. Я счастлива, что была у Димы. Он талантливый, чуткий, чувствует людей. Никогда не нарушал границ моей территории в плане чувствования песни.
То, что меня спас Леонид Агутин, – огромная честь. Такой комплимент в мой адрес, о котором я и мечтать не могла. Думала, если останусь в проекте, то буду в команде Дмитрия. И очень лестно, что Леонид Николаевич меня выбрал. Работать с ним приятно. Перед съёмками прямых эфиров он мне сказал, что очень ждал меня в свою команду. Сказал, что обиды, когда я на слепых пошла к Дмитрию, на меня не держит. Мне было приятно слышать это, я его очень уважаю и как музыканта, и как личность. Атмосфера в командах очень классная. Агутин остроумно шутит, это создаёт непринуждённую атмосферу на съёмочной площадке. В целом все доброжелательны, делают свою работу классно. Каждый раз кайфую, когда иду на съёмки.
– И Агутин, и Билан едины в мнении: ты можешь исполнять всё. Или почти всё. Голос позволяет. Когда ты поняла, что хочешь и можешь петь?
– Дома я, конечно, как многие девочки, пела в расчёску. Обожала и подражала Уитни Хьюстон. Нравилась очень Бритни Спирс. Отец у меня музыкант, пел в ресторане. Это его дополнительная профессия. Вообще он врач. Но не занимался моим воспитанием, так что если музыкальность от него, то только через гены. Мама же с музыкой не связана. От скуки я пошла в музыкальный кружок. А потом попала в городской дворец культуры в студию Voices и там уже активно начала петь. Конкурсов много объехали, в том числе и международных. Принимали участие в городских праздниках. В этой студии меня и научили работать с материалом: как и сколько репетировать, как выступать. Это были первые серьёзные шаги.
Без Градского…
– Не могу не спросить про Александра Градского. В российском проекте потеря наставника происходит впервые за много лет. Знаю, что руководители первое время были в растерянности, узнавали про опыт других стран. Как вы, находясь внутри процесса, переживали происходящее?
– Конечно, смерть Александра Борисовича очень сильно повлияла, все были шокированы. Это было сложно для проекта, неожиданно. Могу лишь сказать, что испытываю к этому человеку. Он до последнего не хотел в больницу, присутствовал на съёмках, это было его решение. Считаю это подвигом. Настоящая преданность своему любимому делу. Я исполнила «Монолог» Аллы Пугачёвой – серьёзную песню, в последнем выпуске с Александром Борисовичем. Могу сказать одно: эта песня для меня не о смерти, а о любви к жизни.
Градский любил жизнь и музыку, именно поэтому оставался до последнего с нами. И это очень ценно. Моё прочтение этой песни – умирать не страшно, страшно умереть и не успеть сделать что-то важное. Александр Борисович, конечно, по полной осуществил всё. Хорошо, что он успел сказать нам много ценных вещей и дать много советов. Но на прямых эфирах без Градского всем выступать было эмоционально очень тяжело. А в моей испанской песне ещё и вступление было о том, что человек умер. Но песню я выбрала до того, как случилась эта трагедия. Тем тяжелее был этот фламенковский плач.
Волнение не враг
– Элина, на выступлениях ты выглядишь очень уверенной. Но могу представить, чего это стоит. Как справляешься с волнением?
– Моё убеждение: волнение не враг. Я для себя нашла лайфхак – делаю волнение своим союзником. Не считаю, что волноваться плохо и не пытаюсь его подавить. Я просто ложусь на него, как на волну, и позволяю ему нести меня. Но не заносить! Конечно, пытаюсь его контролировать. Не впадать в истерики. Лёгкое волнение может быть даже твоей силой.
– Твои выступления на проекте очень яркие. Чего только стоила итальянская песня Quédate Conmigo греческого композитора Янни Хрисомаллиса в четвертьфинале! Как подбирается музыкальный материал?
– Колоритным номер получился благодаря Артуру Богданову, ранее выбывшему из команды Леонида Агутина. Талантливый певец и танцор из цыганского «Ромэна» очень помог мне. А по подбору материала – в разных командах по-разному. Билан сам выбирал мне песни. Хотя я могла предлагать свои варианты. Если ему нравилось, выбирал из этого. Либо давал то, что видит он. Так было чаще. Леонид Николаевич может дать своё, если ничего не понравилось. Но так получилось: то, что я предлагаю, нравится. Наши вкусы схожи.
– «Голос» – серьёзный проект. Профессионалы вокала, профессиональные музыканты, центральное телевидение. Можешь ли сказать, что «Голос» глобально на тебя повлиял, изменил?
– Думаю, я ещё не осознала, что именно и как он меня изменил. Но то, что изменил, это точно. Осознала много вещей. Про всё говорить не буду, но есть то, о чём много думала последние несколько лет, а «Голос» подтвердил мои мысли. Я поняла, что на самом деле в судьбе решает не только талант. Хотя это, безусловно, важно. Но чтобы быть успешным в делах, большое значение имеют сила духа, намерение, энергетика.
– Новый год уже совсем скоро. Близок и финал «Голоса». Что пожелаешь нашим читателям и себе?
– Хотела бы пожелать людям, чтобы они верили в свои мечты. Мечты сбываются, я знаю. Самое главное – не просто верить, а иметь намерение. И знать, что оно осуществится. Пожелала бы веры в чудо, волшебства и быть любознательными к жизни, иметь к ней азарт. Когда тебе интересно, тогда получается всё!