Обжалованию не подлежит
Светлана Хустик, «АиФ на Енисее»: - Дмитрий Аркадьевич, несколько лет назад весной Красноярск «традиционно» буквально сотрясало от очередного жестокого преступления против детей. Их стало меньше или они просто не афишируются?
Дмитрий Позовский: - И по внутренним ощущениям, и по статистике, жестоких, резонансных преступлений против детей с каждым годом действительно становится меньше. Но при этом любое преступление в отношении несовершеннолетних мы рассматриваем как чрезвычайное. Ему уделяется пристальное внимание, бросаются все силы, самые опытные следователи, решения принимаются в максимально короткие сроки.
- Насколько я знаю, дело об убийстве пятилетней Полины Мальковой расследовалось несколько лет?
- Я принимал участие в расследовании этого жесточайшего убийства ещё как следователь в составе следственной группы. К сожалению, тогда не удалось раскрыть его по горячим следам. Поэтому и понадобилось больше времени, чтобы найти убийцу иустановить его вину. Более того, в ходе следствия выяснилось, что Полина была не единственным ребёнком, которого он изнасиловал. На его счету есть ещё жертва. На мой взгляд, преступник совершенно справедливо получил своё наказание - пожизненное лишение свободы с отбыванием срока в исправительной колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу.
Гордился убийством
- Последнее из громких дел - убийство 8-летнего Ильяза Давлетмуратова, тело которого нашли за «Ареной. Север», - потрясло Красноярск. В раскрытии этого преступления появились новые обстоятельства?
Несовершеннолетнего преступника взяли под стражу. На сегодня он осуждён на 9 лет и 6 месяцев лишения свободы. Приговор вступил в законную силу, был обжалован, но оставлен без изменения. Приговор вынесен судом наосновании вердикта присяжных заседателей, которые полным составом признали вину, что бывает крайне редко. Дело в том, что он не только убил ребёнка, но и совершил в отношении него половое преступление. Такие дела оставляют глубокий след и не могут быть забыты, несмотря на то что проходит время. Я же впервые за свою практику столкнулся с таким наглым поведением преступника. Он не только не раскаивался в содеянном, но и гордился своим статусом обвиняемого по такому резонансному делу.
- Сложно представить, что в такие моменты творится в голове у подростка. Неужели взрослые не замечали его склонности к жестокости? Могут ли родители, педагоги предотвратить подобное?
- Могут, но порой просто не хотят - нет времени и желания. Буквально недавно мы расследовали случай, который произошёл в Ирбейском районе края. В компании подростков, всем примерно по 17 лет, сложился классический любовный треугольник. Двое юношей влюбились в одну и ту же девушку. Через некоторое время один из юношей пропал, родственники обратились в полицию. Была создана следственная группа. Через некоторое время обнаружили труп молодого человека - его убили из огнестрельного оружия. Несмотря на то что о конфликте между подростками было известно сразу, прямых доказательств причастности его друзей к убийству и сокрытию трупа долго не было. Когда они появились, выяснилось, что один из так называемых друзей убил товарища, а второй, явившийся очевидцем убийства, помог сокрыть следы преступления. Более того, взрослые знали о непростых отношениях между детьми, но предотвратить беду не смогли.
Границы добра и зла
- Откуда в детях столько жестокости и что с ней делать?
Банально, но мы разучились любить детей. В большинстве случаев родителям некогда поговорить с ребёнком, школьным педагогам он тоже не нужен, тренерам в секциях не до него. Детям просто некому доверить то, что творится у них в душе. Врезультате всё это копится и приводит к тому, что ребёнок рано или поздно либо сам совершает преступление, либо становится жертвой. Нам всем нужно искать золотую середину в отношениях с детьми. Не давя, мягко и аккуратно сделать так, чтобы он открылся, доверился и пошёл на контакт. И ещё один важный момент. Если ребёнок будет доверять взрослому, хотя бы одному, то, подвергшись насилию, он не останется один на один со своей бедой и ему можно будет помочь.
Сегодняшние подростки, на мой взгляд, совершают преступления абсолютно осознанно, на 100% понимая степень ответственности за содеянное, и тем не менее не раскаиваются. Настолько изменились ценности в обществе, что у детей просто стёрлись границы добра и зла. За последнее время вынесены 23 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Хотя больше чем в половине из них, я уверен, имел место холодный расчёт.