Война – тяжёлое испытание и для народа, и для страны. Сегодня всё меньше остаётся тех, кто помнит те, первые годы – когда целыми семьями уходили на фронт, когда всем миром собирали для бойцов тёплую одежду и продукты. Суровое было время, сложное. Но несмотря на все тяготы и лишения, в тылу всегда звучала музыка и стихи, рождались новые произведения.
Поднять дух народа
В годы Великой Отечественной войны Красноярский край принимал не только эвакуированные из центра промышленные предприятия и научные институты, но и театры. Именно тогда, в 1940-е, на берегах Енисея состоялись первые постановки и первые показы оперных спектаклей. В первые годы войны в Красноярск эвакуировалось сразу два художественных коллектива. Осенью 1941-го в Сибирь приехал Днепропетровский оперный театр. А в начале 1942-го - Одесский театр оперы и балета. Уже 23 марта состоялась их совместная премьера - опера Тоскани «Флория Тоска».

Артисты работали без отдыха. Только за два месяца бойцы, уходящие на фронт, посмотрели 77 концертов. Со сцены явственно звучало: «Всё для фронта, всё для Победы!».
В Красноярск приезжали работать не только оперные артисты, но и музыканты, мастера цирка. Вот так - по направлению московского гастрольного бюро - прибыл в Сибирь знаменитый творческий дуэт - Михаил ЕКАТЕРИНИЧЕВ и Татьяна ВОСХОДОВА. Да так и остался на всю жизнь. Именно отсюда Татьяна и Михаил уезжали на фронт, сюда возвращались. Жили, работали, творили, поднимали культуру…
…Они недавно поженились и вместе демонстрировали цирковые номера. Миша показывал акробатику, а Татьяна - спортивный и музыкальный номера, читала фельетоны. С такой программой молодые артисты колесили по деревням и сёлам Красноярского края - поднимали дух народа. А вернувшись в Красноярск, выступали на призывных пунктах.
- Мы ездили по краю и собирали тёплые вещи для фронта, - вспоминает Татьяна Восходова. - Миша рвался на фонт, а его не пускали. А в 1943 году сформировали творческую бригаду. В неё вошли мы с Михаилом, исполнительница классических песен Елена Солнцева, жанровых песен - Нина Алексеева, аккордеонистка Рейнок Умик, скрипач Генрих Умик и сатирик Григорий Лиров.
В Москве бригада прошла просмотр в Центральном доме Советской армии, главной назначили Татьяну Восходову. И отправили артистов в седьмой гвардейский механизированный корпус под командованием лейтенанта Корчагина. В документе, выданном Татьяне, было написано: «Наряд на обслуживание действующих частей Советской армии и населения городов, освобождённых от немецкой оккупации».
В прифронтовой полосе
Ехали на передовую. До Курска артисты добирались на поезде - Курскую дугу уже взяли, путь был открыт, а дальше - с солдатами в теплушках. Перед Конотопом остановились: впереди станцию разбомбили. Татьяна с сатириком Гришей решили за пайком сбегать. Возвращаются, а поезда нет - пять минут, как ушёл. Артисты бросились к машинисту одного из поездов - тот ни в какую: «Нельзя, кругом диверсии».

- Я по лестнице паровоза забралась, повернула его к себе: «Мы артисты, на фронт едем, помогите!» - и он взял, - рассказывает Татьяна Георгиевна. - А на ближайшей станции уже свою бригаду встретили. Всю ночь стояли - прифронтовая полоса, солдатам оружие раздавали. Утром едем - вокруг свежая земля, разруха. Всё разбомбили.
На станции Конотоп к поезду пришли лётчики: «Ребята, мы каждую минуту готовы защищать Родину своей жизнью! Так хочется радостного. Дайте концерт». Неделю перед ними выступали, а затем отправились в Нежин. Приехали уже затемно, и как раз под бомбёжку. Вокруг трассирующие пули летают, как светляки.
Концерты давали то на грузовых машинах, то на открытых площадках, а в Нежине Дом культуры сохранился. Вместо электричества - светильники из сплющенных гильз. За красноярскими артистами уже из Чернигова приехали, а их всё местные жители не отпускали.
Такой заряд бодрости давали артисты, что солдаты относились к ним бережно, как к святыне. Поселят певцов и музыкантов в землянке, утром просыпаются - а у них валеночки тёплые: солдаты позаботились, согрели.
Целый год по фронтам пели-плясали, затем вернулись в Красноярский край - поддерживали дух в тылу. Снова поездки - Игарка, Дудинка, Норильск, Караул, Диксон, Кызыл. В Карауле им однажды пришлось задержаться: оказалось, соседний Диксон обстрелял немецкий крейсер! Только когда его потопили наши бомбардировщики, дальше двинулись в путь.
- А в тылу одни женщины остались, - констатирует Татьяна Георгиевна. - На их плечах маленькие дети оставались, нужно было хлеб сеять, убирать, армию кормить, обувать, одевать. Бабушки носков навяжут, а мы всё это в Красноярск везём - на фронт отправляем. Сборы от концертов в тылу также шли в помощь фронту.
Ленинградский сынок
Петя появился в жизни Татьяны Георгиевны неожиданно. Это произошло в Предивинске, куда красноярские артисты приехали давать представление. На постой останавливались у местных жителей. Как-то вечером сидят, чай пьют с хозяйкой, входит маленький худенький мальчик - шейка тоненькая. Угостили его конфетами. Женщина потом рассказала артистам: Петя из блокадного Ленинграда приехал, мама по дороге умерла, мальчик теперь в детском саду живёт.
Вечером в гримёрку Татьяны Георгиевны Петю привела незнакомка, подтолкнула малыша: «Иди к маме», - а артистке шепчет: «Забери его, помрёт он здесь - сердце больное». И она забрала. В Красноярске Петю долго лечили. Прожил он 42 года.
Театр, парк, цирк
В 1946 году Татьяне Георгиевне предложили место директора ансамбля песни и танца. Танцоры и певцы были просто потрясающие, но в Министерстве культуры СССР из него решили сделать ансамбль танца Сибири. Первые костюмы и танцевальные постановки усилиями Восходовой на свет появились. Но Татьяне Георгиевне пришлось покинуть родной коллектив. Её пригласили директором центрального парка имени Горького. За дело взялась, как всегда, с огоньком. И за два года отсталый сибирский парк получил звание лучшего из 800, существующих тогда в Советском Союзе.

Сначала выхлопотала квартиры для семей, которые жили в деревянных пристройках прямо в парке, затем затеяла дендрологический проект. Говорит: парк - уникальный кусочек тайги, а сосны больные уже были. Чтобы привести их в порядок, хвою даже мыть пришлось.
Пять лет проработала в парке. А потом ей сказали: «Тебе ближе артисты. Иди в театр музыкальной комедии. Там зам нужен». Всё бросила и пошла. Её последним спектаклем в театре музыкальной комедии стала «Сибирячка». Умер директор старого цирка. Татьяну Георгиевну пригласили в крайком партии: есть мнение отдать тебя в цирк. Она стала второй женщиной - директором цирка в России.
Цирк тогда стоял на Красной площади, на месте нынешней стелы, работал только летом. Брезентовая крыша снималась на зиму, а весной вновь начиналась подготовка к сезону. После очередного пожара ей посоветовали: добивайся строительства стационарного. Новый цирк построили за полтора года. А ещё через три он начал работать на прибыль.
12 лет Татьяна Восходова отдала цирку. А затем в верхах решили: должна идти работать в театр. К 350-летию Красноярска городу подарили театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли. Татьяна Георгиевна долго ещё заведовала музеем театра оперы и балета, помогала молодым артистам, ходила на все премьерные спектакли. Сейчас её в зале не видно. Ей далеко за 90. Но её помнят, не забывают. Ведь забыть легенду красноярской культуры невозможно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть