Краевые власти намерены продать оставшиеся в региональной собственности 49% акций аэропорта Емельяново и 77% акций крупной сети автозаправок «Красноярскнефтепродукт».
Уйдут с молотка
Большой резонанс у общественности вызвала продажа акций КНП, которая владеет крупнейшей сетью АЗС в крае - 138 заправочными станциями, а также 14 нефтебазами, но оказалась неэффективной. По словам губернатора края Виктора Толоконского (именно он выдвинул предложение о продаже активов), прибыль предприятия исчисляется сотнями тысяч, а дивидендов край получает всего 7-8 млн рублей, хотя объём реализации должен быть около 15 млрд рублей в год. При этом ещё два года назад министр промышленности Алексей Цыкалов позитивно отзывался о работе компании: в 2013 году КНП заплатила в бюджет налогов на 380 млн, в 2014 году - 525 млн руб. Есть даже программа её развития до 2018 года.
«Чиновники бодро докладывали о том, что всё хорошо, а по факту предприятие медленно шло к банкротству, - считает Владислав ЗЫРЯНОВ, депутат Заксобрания. - Руководство показывает высший пилотаж неэффективности управления, а сейчас они сидят с голубыми глазками и хлопают в ладоши, что одной проблемой будет меньше. И прежде чем окончательно решать судьбу КНП, те, кто довёл компанию до такого состояния, должны ответить перед жителями».
Многие эксперты согласны с тем, что сейчас продажа акций - лучшее решение. Но при этом есть опасения, что новый собственник может отказаться от нерентабельных АЗС в северных территориях. Губернатор заверил, что такие гарантии, как северный завоз или обеспечение ГСМ аграриев, сохранятся в полном объёме. Есть и другая проблема - продажа КНП может сильно ударить по карману автомобилистов.
«В Красноярске сегодня стоимость бензина одна из самых низких в Сибири - краевое правительство при помощи КНП сдерживало цены, - говорит Егор ФРОЛОВ, куратор Красноярского отделения Федерации автовладельцев России. - Если купит акции одна из двух крупных компаний (мелкие такую покупку просто не потянут), то произойдёт монополизация рынка, и именно они будут диктовать ценовую политику».
Аэропорт в частные руки
Кроме того, краевое правительство намерено акционировать аэропорт Емельяново. Речь идёт о продаже 49% акций, которые остались в краевой собственности. По словам губернатора, прибыль аэропорта после продажи основного пакета акций выросла со 120 млн рублей (в 2014 г.) до 500 млн (в 2016 г.). Однако в краевом отделении ОНФ говорят о рисках, которые могут возникнуть, окажись аэропорт на 100% в частных руках.
«Когда продавался контрольный пакет акций, мы страховались тем, что у нас осталось 49% и мы могли контролировать инвестора, - говорит Егор ВАСИЛЬЕВ, руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика». - Сейчас видим позитивные результаты этого решения, но в случае полной продажи власть не сможет защитить население от некачественного предоставления услуг, если это понадобится, ведь дело собственника - извлекать прибыль, а безопасность и развитие реализуются только через призму этой прибыли».
Известно, что купить оставшийся пакет акций на условиях оферты желает базовый партнёр Красноярской ГЭС. Губернатор дал депутатам и правительству поручение разработать условия, на которых будет осуществлена продажа. Кстати, одним из условий прежней покупки стало строительство нового терминала. Сегодня обязательства практически выполнены - терминал планируют сдать 1 декабря 2017 года.