Каждому подростку в детском доме по-настоящему необходим старший друг, который поможет подготовиться к взрослой жизни, выслушает, даст совет и научит важным бытовым мелочам: сколько минут варить яйцо, как пользоваться транспортом и платить в супермаркете. Мечты о дружбе сбываются с помощью проекта «Наставничество».
Когда совпадают интересы?
Проект «Наставничество» существует в Красноярском крае с 2020 года. Сейчас 17 пар наставник – ребёнок строят крепкую дружбу, получая поддержку профессиональных психологов и кураторов. Примером такой дружбы стала история Алексея (имя изменено) – подростка из детского дома – и его наставника Дмитрия (имя изменено).
Алексею 12 лет, это возраст, когда ребёнок входит в активную фазу сознательного формирования интересов и навыков, которые напрямую повлияют на его взрослую жизнь. Важную роль в этот период играют окружающие, способные поддержать подростка и помочь ему.
Любознательности Лёше не занимать: он играет в футбол и шахматы, интересуется раритетными вещами, любит экстремальные аттракционы, смотреть мультфильмы и фэнтези, проводить время на природе, хочет научиться играть на музыкальном инструменте, сидит в Интернете и снимает видео для «ТикТок». А ещё он серьёзно смотрит в будущее и думает о собственном доме.
Дмитрию 36 лет, по профессии он инженер, а по количеству интересов и увлечений ничуть не уступает своему подопечному – от посещения театров и музеев до путешествий, фитнеса и музыкальных инструментов. При такой разносторонности их увлечений они просто не могли не совпасть.
«Общение у нас наладилось с первого дня, нам легко общаться, и у нас много общих интересов: мы уже прокатились на «Родельбане», приобрели билеты в органный зал, а на следующей встрече посетим музей ретроавтомобилей. Планируем отправиться на природу: в пещеру Караульную, на Столбы, на озеро с палаткой», – делится Дмитрий.
Как сделать первый шаг?
Однако наставник – это не просто друг, который разделяет увлечения, но взрослый человек, способный поделиться своим жизненным опытом и навыками с подопечным, подготовить к самостоятельной жизни.
«Во время прогулок мы обсуждаем поведение в общественных местах, ситуации в школе. Я стараюсь давать аккуратные советы и касаюсь необходимости учёбы. Также понемногу подталкиваю его к самостоятельности: даю возможность самому рассчитываться, заказывать билеты. Заметно, что ему это ещё непривычно и несколько волнительно. А поскольку Лёша думает научиться играть на гитаре, то я договорился с другом, чтобы он показал ему, как играть, и Лёша мог бы определиться со своим выбором».
Внимательные кураторы и психологи остаются на связи с парами 24/7 и помогают разобраться с любыми сложными и конфликтными ситуациями.
«До этого я задумывался о возможности усыновления, но это сложная процедура со своими ограничениями, а наставничество доступно. Оно даёт возможность разделить общие интересы, поделиться своим опытом и помочь социализироваться ребёнку из детского дома. Видеть счастливые глаза мальчишки – большое счастье для меня».