118

Свидание с «Дугласом». Заметка в газете привела механика США в Красноярск

«АиФ на Енисее» №35 (2128) 01/09/2021
Тимоти Шволби и Дуглас С-47.
Тимоти Шволби и Дуглас С-47. Русское географическое общество

Авиамеханик из США полжизни собирал самолёты на авиазаводе. А когда наткнулся в газете на перепечатку о спасённом из тундры в Красноярском крае самолёте «Дуглас С-47», решил, что поедет в Россию.

Жизнь, посвящённая небу

Влюблённый в небо американский авиамеханик Тимоти Шволби (Timothy J. Schwalbe) всю жизнь отдал самолётам. Он и в Ошкоше (штат Висконсин) осел, потому что в городе каждый год проходит авиасалон старых машин. В том числе там представлены и самолёты «Дуглас». Перед выставкой американская компания BASLER глубоко модернизирует каждого «ветерана». Полностью меняет моторы, устанавливает турбины. В обязательном порядке заменяется вся авионика. И самолёты времён Второй мировой вновь уходят в небо, подтверж­дая свои отличные лётные качества. Уступив уговорам жены, кстати, русской по происхождению, Тимоти отправился в путь.

И вот однажды в одной из местных газет он прочитал о том, что в России из тундры вывезли «Дуглас С-47», совершивший аварийную посадку в 1947 году.

Последний полёт

Самолёт под серийным номером 9118 был передан в ВВС СССР по программе ленд-лиза 24 февраля 1943 года. Но фронта «грузовик» не увидел. Его оставили обслуживать полярную авиацию, что немногим отличалось от боевых вылетов. Поле войны он был включён в состав 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления гражданского воздушного флота.

В свой последний полёт самолёт отправился 23 апреля 1947 года. Он должен был пролететь от бухты Кожевникова через Дудинку до Красноярска. На борту находилось 26 пассажиров, среди них было трое детей и шесть женщин, а также 852 кг груза. В полёте у самолёта отказал левый мотор, а затем из-за перегрева отказал и правый. Командир судна Максим Дмитриевич Тюриков совершил чудо, посадив в пургу машину на замёрзшее болото в 180 км от пос. Волочанка на Таймыре.

Самолёт как часть героической истории.
Самолёт как часть героической истории. Фото: Русское географическое общество

Телеграмма Сталину…

После спасения 26 жизней Максиму Тюрикову пришлось совершить ещё один поступок с большой буквы. Среди его пассажиров было несколько амнистированных заключённых. Оставлять их рядом с гражданскими пассажирами значило подвергнуть последних опасности. И Тюриков под предлогом поиска помощи увёл их от самолёта. Его останки нашли только через шесть лет примерно в 120 км юго-западнее от места аварийной посадки. Тело опознали по документам (партбилету, свидетельству пилота и записной книжке). Свой пистолет он оставил одному из пассажиров – на всякий случай, ведь идти с ним согласились не все уголовники.

Позже родственники спасённых вспоминали, что заключённые угрожали им смертью, обещая «зарезать барашков». Группа оставшихся у самолёта выжила и была спасена. Варили по ложке крупы, мужчины выкапывали из-под снега траву. Жгли вещи и одежду. Был момент, когда спасатели хотели отказаться от поисков (они, кстати, шли в 600 км от места посадки). Отчаявшиеся родственники дали телеграмму Сталину. И на следующий день получили ответ: «Мужайтесь, люди нашей стране дороже всего. Поиски возобновлены. Направлены лучшие лётчики: Шатров, Федоренко и др. Надейтесь на хороший исход. С уважением, И. Сталин». 11 мая всех, оставшихся у самолёта, спасли.

Общая история

В 2016 году Русское географическое общество приступило к спасательной операции. Только подготовка к ней заняла целый год. Самолёт надо было аккуратно разобрать, чтобы потом вернуть ему первоначальный вид. У свидетелей свидания ветерана-механика и «Дугласа» поневоле на глаза наворачивались слезы. Два ветерана увиделись через столько лет!

«Это не просто самолёт, это часть нашей общей героической истории, взаимосвязь государств и людей. Я искренне восхищён и очень рад, что в Красноярске, и в России в целом, так трепетно относятся к этому историческому наследию. Мне рассказали, что «Дуглас» станет одним из ключевых экспонатов в будущем парке-музее освоения Севера на острове Молокова. Уверен, очень много людей со всего мира приедут в Красноярск, чтобы посмотреть и прикоснуться к этой истории», – сказал Тимоти Шволби.

Ветеран пообещал помочь в восстановлении машины. Ведь на заводе, где «оживляют» её собратьев, есть оригинальные запчасти. В подарок будущему музею Тимоти передал редкие почтовые карточки, связанные с историей самолётов «Дуглас». В ответ руководство РГО подарило ему красочный альбом с материалами о спасении самолёта.

Кстати
Фото из архива РГО Воздушная перегоночная трасса Аляска – Сибирь (Алсиб) была построена за 10 военных месяцев и введена в строй в 1942 году. На протяжении 6306 км от Аляски до Красноярска в СССР построили 16 аэродромов, в США и Канаде – 15. За годы войны по ней прошло 8 тыс. самолётов. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, в которых погибли 114 человек. Всего СССР получил 707 машин марки «Дуглас С-47».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ читаемых

Самое интересное в регионах