Пенсионная реформа готовит нас к затяжному марафону профессиональной жизни. Вместе с тем развитие высоких технологий приводит к всё большей автоматизации и роботизации производства, вытесняя с рабочих мест «живых» профессионалов. Какие навыки следует развивать, чтобы машина не заменила тебя на работе, «АиФ-Красноярск» рассказала эксперт в области влияния глобальных трендов на рынок труда, консультант по профориентации и развитию карьеры Елизавета Пистер.
Восстания техники не надо бояться
Евгений Эдин, «АиФ-Красноярск»: Елизавета Иоганесовна, на Западе появились такси без водителей. В Китае телеведущего заменят голограммой. Там же роботы замещают воспитателей в детских садах. Действительно ли в скором будущем очередь на рынке труда будут занимать роботы?
Елизавета Пистер: Насчёт роботов, способных полноценно заменить воспитателей в детских садах, я сомневаюсь. Роботы заменят человека в тех отраслях, где не важны эмоции, сведено к минимуму общение «человек-человек» и не требуется быстрой реакции на эмоции собеседника. Недавно я общалась с роботом Алисой на форуме «Открытые инновации». Это интересно и забавно, но до человека ей ещё очень далеко. Специалисты говорят, что сегодняшние роботы по уровню развития интеллекта соответствуют пятилетнему ребёнку, поэтому «восстания машин» бояться пока рано. Но роботы способны значительно потеснить людей в других сферах.
- Кто в большей опасности на рынке труда будущего - технари или гуманитарии?
- «Технаря», не обладающего социальными навыками и гуманитарными знаниями, машина заменит с большей вероятностью. Потому что создавать сегодня нужно уникальные, не типовые вещи. Для этого необходимо креативное мышление и развитое чувство прекрасного. Даже у программистов есть такое понятие, как «красивый программный код». Поэтому человеку с техническим складом ума не помешают занятия музыкой или рисованием. Выдающимся музыкантом или художником он не станет, а вот применить эти знания в своей сфере и выиграть в конкурентной борьбе вполне сможет.
- Какие профессии могут исчезнуть?
- Профессии не умирают резко - они преобразуются в соответствии с технологическими изменениями. Сейчас большинство изменений этого рода привязаны опять же к разработке искусственного интеллекта. Поэтому имеется повышенный спрос на разработчиков и аналитиков, владеющих методами анализа больших данных и умеющих встраивать результаты этого анализа в конечный продукт. Также растёт спрос на инженеров.
Старшее поколение не устареет
- Каким набором качеств должен обладать человек, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда?
- Важно развивать в себе адаптивность - способность учиться непрерывно, а также разучиваться и переучиваться. Креативность позволит вам конкурировать с роботами и занимать те ниши, в которых пока нет утверждённого алгоритма действий. Также нужно уметь работать в команде, в том числе в кросс-функциональной и кросс-культурной, со специалистами разных национальностей, с разными обычаями и особенностями менталитета. Важно овладеть базовыми навыками программирования и понимания машинного интеллекта. Навыки самопрезентации позволят вам представить свои сильные стороны. И, конечно, нужно развивать предпринимательский тип мышления, то есть умение брать ответственность за свои решения и своё будущее.
- За какими отраслями будущее?
- Развиваться будут сферы, связанные с биотехнологией, генной инженерией, экологией, дизайном и проектированием умных городов, развитием космоса, медициной, а также психологией, поскольку человеку ещё нужно помочь адаптироваться к новым условиям. Если хотите понять, за какими сферами будущее, важно самостоятельно изучать эту тему и не ждать готовых решений. Их сейчас ни у кого нет. Рекомендую почитать «Четвёртую промышленную революцию» Клауса Шваба и «Индустрии будущего» Алекса Росса.
- Раньше молодым было трудно конкурировать с опытными профессионалами. Сейчас, в век высоких технологий, их умения устаревают, ценность падает. Стоит ли им переучиваться или держаться за свою профессию?
- Стоит адаптироваться. Необходимо помнить, что у людей в возрасте есть свои преимущества. Например, высокая степень лояльности к организации-работодателю. Они не срываются без предупреждения с насиженного места работы и не так активно ищут работу по душе. Молодые люди сегодня позднее взрослеют и начинают ответственно подходить к принятым обязательствам. Их сложно мотивировать и удерживать. Они хотят особого отношения и особых условий для себя, и это невыгодно отличает их от работников в возрасте. Поэтому взрослые профессионалы могут быть очень полезны на рабочих местах.
Край рискует стать донором
- Как будет меняться рынок труда в крае, Красноярске?
- Рынок Красноярска имеет ярко выраженную привязку к промышленности. К сожалению, это делает его всё менее интересным для молодого поколения. Опрос школьников из гимназий Красноярска (потенциальных высокобалльников по ЕГЭ) показал, что около 70% планируют учиться в других регионах. В качестве причин такого выбора называют неинтересный рынок труда, неразвитость перспективных научных направлений в регионе, отсутствие возможностей для самореализации и плохую экологическую ситуацию. При такой статистике у региона есть перспектива перейти в категорию регионов-доноров, из которых одарённые дети уезжают туда, где больше возможностей для реализации своего потенциала, а оставшиеся поступают в вузы по принципу «куда возьмут» и имеют достаточно низкую мотивацию и квалификацию на выходе.
- Где в Красноярске учат на профессии будущего? Может, есть какие-то центры, сайты? Куда направить внимание ответственных родителей?
- Рекомендую изучить «Атлас новых профессий». Скорее всего, направлений подготовки именно с такими наименованиями вы не найдёте. Важно смотреть, какие рынки будут развиваться, что из перспективных научных сфер вам интересней и в каких университетах эти сферы наиболее развиты, где больше международного взаимодействия и обмена и какая среда и инфраструктура у университета. Родителям стоит больше внимания уделять осознанности и самостоятельности выбора ребёнка и помогать ему в его пробах и получении опыта.
Где школы будущего?
- Должна ли измениться система образования? И какую систему вы бы могли привести в пример?
- Система образования меняется уже сейчас. Тренд создают Финляндия, Швеция и Сингапур. В России первые яркие примеры таких перемен - школа «Летово», «Сириус», «Новая школа» и ряд других. В Сибири сейчас строится такая школа в Иркутске. К сожалению, в Красноярске школ нового типа пока нет.
- В чём радикальное отличие новых школ от старых?
- К классической школе применяется метафора «школа-завод». Она во многом похожа на заводской конвейер и готовит выпускника, соответствующего стандартным требованиям. Школы будущего готовят в первую очередь осознанную личность, человека-творца, созидателя. Поэтому там развитая креативная среда, другой подход к ведению предметов. Например, история искусств проходит в гончарной мастерской. Эти школы похожи на отдельный город, живущий по своим канонам. Для них характерны тьюторское сопровождение, работа с родителями, активная вторая половина дня и т. д.
- То есть у красноярских детей меньше шансов на развитие навыков будущего?
- Всё не так страшно. Многие навыки развиваются не в школах, а в общении с людьми, на кружках, в центрах дополнительного образования, в участии в различных проектах на мастер-классах и т. д. Ждать, что школа вас всему научит, не стоит. Залог успеха - в саморазвитии и самообразовании.