Примерное время чтения: 7 минут
1375

«Ценности у всех одинаковые». Чем важны международные проекты в образовании

Человек развивается через встречи с разными людьми, ситуациями, с собой в разных ситуациях.
Человек развивается через встречи с разными людьми, ситуациями, с собой в разных ситуациях. pixabay.com

«Ни одна страна не может быть изолирована от мира, иначе её развитие замедляется, а чем больше открытости, циркуляции каких-то проектов, идей, тем интенсивнее развитие. И нельзя делить ценности на наши и западные, а также противопоставлять культуры», -  поделилась выводами с «АиФ-Красноярск» организатор различных международных проектов в сфере гражданского образования Елена Бобровская.

Рецепт успешности

Елена Скуратова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Елена, для чего нужно неформальное образование и зачем молодёжи ехать учиться на Запад?

Елена Бобровская: Мы не делаем фокусировки на Западе, а сотрудничаем с множеством зарубежных стран в сфере гражданского образования. Его миссия в том, чтобы дать возможность людям самим подумать, в каком направлении они хотят развиваться как сообщество людей, на каких ценностях строить своё будущее и как это сделать. Ни одна страна не может быть изолирована от мира, иначе её развитие замедляется, а чем больше открытости, циркуляции каких-то проектов, идей, тем интенсивнее развитие. До 90-х годов Красноярск был закрытым городом, и после отмены этого статуса встретить иностранцев на улицах Красноярска было в диковинку. Постепенно ситуация меняется, но если сравнить с другими городами России, то и сейчас количество гостей из-за рубежа невелико.

Наш девиз «Жизнь - это встреча» мы позаимствовали у еврейского философа, который разработал педагогику встреч. Основной постулат её гласит: человек развивается через встречи с разными людьми, ситуациями, с собой в разных ситуациях. Это один из самых мягких образовательных инструментов, которые только могут быть. Мы в своих проектах не говорим, как надо, как положено или не положено. Наша задача - создать условия, чтобы люди пообщались, получили новый опыт, подумали и сложили собственное представление.

Ещё один важный момент - развитие надпредметных навыков, о которых сейчас так много говорится. В 21-м веке, чтобы быть успешным профессионалом, недостаточно обладать узкоспециализированными навыками. Участие в международных обменах - как тренировка с нагрузкой. Ты выходишь из зоны комфорта и по-другому смотришь на свои коммуникативные навыки, гибкость мышления, способность слышать. Это даёт новое самоощущение, восприятие горизонтов возможного и невозможного. Появляется больше свободы.

За границей плохому научат?

- В России к так называемым либеральным, западным ценностям многие относятся негативно. Родители, отпуская молодёжь за границу, не переживают, что их «плохому научат»?

- Для меня утверждение, будто есть наши ценности и западные, звучит странно. Если задаться вопросом и попытаться сравнить, то окажется, что нет больших отличий. Есть некие представления в градусе того, что можно или нельзя, но базовые ценности те же самые. Ни один здравомыслящий человек не скажет, что хочет жить на грязной планете, в грязном городе, и поддержит дискриминацию и насилие.

Я не сторонница чёрно-белого мышления - это попытка противопоставить, навешать ярлыки. Сами по себе стереотипы - явление нормальное, но опасны тем, что люди зацикливаются на чём-то одном и не замечают множества других вариантов. Европу невозможно стричь под одну гребёнку. Она неоднородна.

- То есть в рамках этих проектов нас не пытаются учить демократии на европейский лад?

- Мы никогда не включались в проекты, где нам бы диктовали какие-то условия, а всегда выступали за равноправные партнёрские отношения, участвовали в построении концепции образовательных проектов.

Если говорить о том, что мы хотим жить в более комфортных и интересных для жизни городах, более справедливых по отношению к человеку, более зелёных, то не бывает так: человек проснулся и знает, как это всё должно быть устроено. Не обязательно изобретать велосипед. Можно изучить имеющийся опыт, посмотреть, как устроена городская среда в других регионах, других странах.

Понимание общегражданских, общечеловеческих ценностей развивает человека как личность, его профессиональные компетенции и общественные.

- Мы к этому ещё не пришли?

- Я так не считаю. У нас многие вещи очень хорошо развиты, и мы в чём-то опережаем Европу. Например, у России богатейший опыт того, как множество национальностей уживаются вместе и относительно бесконфликтно. В Красноярске развито инклюзивное спортивное направление. Школа паралимпийских видов спорта, в которой работают классные специалисты и ребята достигают результатов, - этому зарубежные коллеги могут поучиться.

В плане инклюзии Красноярский край на фоне других регионов России выглядит неплохо. Казалось бы, в той же Германии, где для людей с ограниченными физическими возможностями создана доступная среда и в обществе складывается отношение как к равноправным членам общества, нет острых проблем. Однако немецкие педагоги, так же, как и российские, не всегда знают, как наладить процесс инклюзии в школах смешанного типа. То же касается развития городской среды и многих других вопросов. С другой стороны, во многих областях нам нужно пересматривать подходы, улучшать существующую ситуацию. Однозначно есть куда расти.

Красноярск без экзотики

- Чего иностранцы не ожидают увидеть в Сибири?

- Иностранцы едут в Сибирь всегда в ожидании чего-то экзотического, а приезжают и видят Красноярск - город в европейском стиле, с чертами, схожими с городами Восточной Европы. Многих это удивляет. А ещё поражает сочетание тайги и индустрии.

- Чтобы получить образование, дворяне часто отправляли своих отпрысков в Европу. Участие в международных проектах сегодня тоже могут себе позволить только состоятельные люди?

- Раньше международный формат обучения был уделом привилегированных сословий, а сейчас доступен разным людям независимо от социального статуса. Есть проекты, и абсолютно бесплатные для участников, и те, что подразумевают определённое софинансирование. Существует программа европейской волонтёрской службы, когда молодые люди до 30 лет могут уехать в европейскую страну и это ничего им не будет стоить. Главное - подготовиться, получить хотя бы первоначальные языковые навыки и самим проявить активность в поиске принимающего проекта.

Летом я была в Нью-Йорке по программе обмена опытом для некоммерческого сектора. Было интересно ознакомиться с тем, как устроена работа, как сотрудничают с муниципалитетами, взаимодействуют с другими некоммерческими организациями, фандрейзят, как налажена внутренняя культура в организациях, как работают с волонтёрами.

- И как в Америке относятся к нам?

- Для некоторых американцев, например, было настоящим открытием, что в России много сильных общественных организаций, благотворительных фондов. Впечатления и трансляция положительного опыта многое даёт, чтобы смягчить какие-то политические моменты. Рядовые граждане открыты и понимают, что все люди разные и не надо переносить политическую ситуацию на всех жителей страны. Это не принесёт никому пользы в долгосрочной перспективе.

Политика «мягкой силы»

- А может, есть здравый смысл в том, что к организациям, получающим финансирование из-за рубежа, стали относиться с подозрением? Зачем Америке и другим государствам вкладывать деньги в развитие России?

- Россия тоже финансирует зарубежные проекты. Со стороны иностранных государств поддержка проектов в других государствах - политика так называемой «мягкой силы», когда нужно улучшить свой имидж, наладить контакты, повысить лояльность, но это не пропаганда. Доверие - основной капитал международных проектов и то, во что вкладывают деньги. Это в общих интересах. К слову, мы ищем финансирование в первую очередь с российской стороны. Хотя это безумно сложно.

- Как складывается судьба участников международных проектов? Кто-то из них переехал жить из Красноярска за границу?

- Часто организации обвиняют в утечке мозгов из России, но на самом деле в практике нашей организации это единичные случаи. И поскольку у нас нет задачи показать «золотую реальность», молодёжь видит, что в Европе и других станах есть свои проблемы. Скорее, даже наоборот, у ребят появляется мотивация менять что-то в своей стране. Иногда участники из разных стран влюбляются и женятся - несколько таких пар сложилось на моей памяти.

Досье
Елена Бобровская. Родилась в 1977 году в Красноярске. Окончила Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева. Директор Красноярской региональной общественной организации поддержки и развития альтернативных образовательных технологий и межкультурных коммуникаций «Интерра». Замужем. Есть сын.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах