Красноярск, 30 апреля – «АиФ на Енисее».
Стакан наполовину полон
Ежедневно на улицах города разыгрываются десятки «зверских» трагедий и драм, где главный герой - человек - демонстрирует крайние качества - от подлости до благородства. Вот малая толика.
В декабре 2012-го из окна 10-го этажа на ул. Кутузова вышвырнули щенка. Он умер не сразу: плакал и пытался ползти… «Мы приехали по горячим следам. Вызвали участкового, зашли в эту квартиру, - рассказывают волонтёры. - Открыл пьяный парень гоповатой наружности. Не отпирался: «скулил, достал, выбросил»… Полицейский составил протокол. Парню присудили штраф. Это один из 10 случаев, когда нам удалось добиться хоть какого-то наказания для изверга». В квартире были ещё три кошки и собака, измождённые и забитые. Их вызволили из ада; животные проходят курс реабилитации.
Апрель 2010-го. Микрорайон Солнечный. За автобусной остановкой лежит пёс с перерезанным горлом. Он истекает кровью, но ещё дышит. Скорее всего, собаку пытались разделать на мясо, но ей удалось сбежать. Пса долго лечили, назвали Филей, нашли постоянный дом.
Весна 2010-го. Район Копылова. Счастливые граждане покидают свои «деревяшки», которые идут под снос. 10-летнего кота бросают в развалинах, как хлам. Он стал добычей таких же ненужных псин, не вписавшихся в новые интерьеры. Котейку выходили, но пришлось ампутировать лапу. «Кому будет нужен старый кот-инвалид?» - горевали волонтёры. На удивление скоро горемыку забрала к себе женщина, дав возможность спокойно дожить век. Когда хозяева Васьки станут старыми и больными, наверное, тоже захотят милосердия…
За кем подчищают хвосты?
Эти истории - из арсенала Красноярской организации помощи бездомным животным «Хвостики», существующей на пожертвования. У группы - более 20 тыс. виртуальных сторонников в соцсетях. Но активных членов - не более 30. В основном это зрелые люди с высшим образованием. Некоторые получают второе, ветеринарное. Волонтёры подбирают бродяжек в подвалах, на магистралях, вызволяют из нехороших квартир; лечат, стерилизуют, пристраивают… Что движет этим мобильным отрядом спасения? Анна РЕВА, куратор КРОО «Хвостики», охотно согласилась ответить.
Фото из архива КРОО «Хвостики» |
Анна Рева: - Сострадание. Если ты слышишь ночью, как на улице плачет котёнок или воет собака, встаёшь и идёшь, понимая, чтотолько ты сможешь оперативно помочь. Временно забрать к себе, покормить, осмотреть, а утром заняться устройством. Мы делаем это для животных - не для людей. Через группу проходит до 200 найдёнышей в месяц. Где-то половину пристраиваем. Собаки после стерилизации (кастрации) часто выпускаются в место, откуда их взяли. Для нас главное - пресечь бесполезное воспроизводство. На автостоянке, к примеру, собаки нужны - это охрана. Но никому не выгодно кормить целую ораву. Власти не занимаются профилактикой - только отстрелом, хотя у них есть куча возможностей. В каждом районе города - муниципальные ветклиники. Если бы раз в неделю там делали бесплатную, за счёт бюджета, стерилизацию бродяжек, проблема не стояла бы так остро, как сейчас.
«АиФ на Енисее»: - Вы делились своими мыслями с городскими чиновниками?
А.Р.: - Да. Был лишь один ответ: мы можем выделить вам помещение под приют, без бюджета, в котором каждое животное будет содержаться год. Если не найдётся хозяин - обязательно усыплять. Мы не согласились. Наши питомцы порой по два года пристраиваются. Двери закрылись, и больше мы в них не стучались.
«АиФ на Енисее»: - Приют решит проблему бродяжек?
А.Р.: - Приют - отговорка для чиновников и безответственных людей. Он забьётся в первый же месяц, но не теми, кому реально нужна помощь, а теми, кого принесут хозяева. Нам и сейчас часто звонят: «Заберите животное». «Оно бездомное что ли?» - спрашиваем. «Нет, наше. Оно нам надоело!» К сожалению, у нас так: «Куда можно сдать?..»
«АиФ на Енисее»: - Я заметила, у вас жёсткий подход: вы всех бродяжек стерилизуете и лишь потом ищете хозяев. Почему вы не оставляете выбора?
А.Р.:- Часто люди тугие на подъём. Кошечка пожила на даче, а осенью котята оказались в том же подъезде. Стучишься к хозяйке: «Это же ваши!» «А мне всё равно, - говорит. - Мне их девать некуда». «Вы кошку стерилизуйте, пожалуйста, я вам помогу». - «Не надо, она будет неполноценной». Дискуссия невозможна с малообразованными людьми, не приемлющими компромиссов. Многих мужчин, которые берут у нас котят, пугает перспектива их кастрации: «Как? Он же мужик!» Они переносят состояние кота на себя. Животное не надо очеловечивать! Оно не страдает от того, что его лишили функции воспроизводства. Мы не можем изменить психологию людей, поэтому пытаемся изменить физиологию бездомных животных. Сократить их распространение путём стерилизации и одомашнивания.
«АиФ на Енисее»: - Далеко не каждый «уличный пацан» может жить в клетке квартиры. Я знаю две истории, когда бродяжки стали великой проблемой для сердечных людей…
А.Р.:- А я знаю пять дикарей, рождённых в подвале, которые прекрасно адаптировались в семьях! На каждую кошку я потратила полгода, прежде чем она поняла: человек ей не враг. Нужно просто терпение! Может, они и не будут невероятными мурчалками, но ведь это не главное.
«АиФ на Енисее»: - С тех пор, как вы стали активно помогать животным, ваше отношение к людям изменилось?
А.Р.:- Я и раньше была не в восторге от людей. Человек - хищник по своей сути. И его отношение ко всему живому неряшливое. Сочувствие к природе для меня превыше всего.
В ближайшие выходные в крупных городах пройдут митинги «Россия против жестокости». Зоозащитники в который раз потребуют государственного запрета на убийство беспризорных животных. В Красноярске эта тема не прозвучит.