Помощник за полмиллиона
На втором этаже обычного дома в центре Красноярска из приоткрытой двери высовывается мордочка пшеничного цвета и внимательно смотрит на меня. Затем оглядывается на хозяйку...
- Всё хорошо, Молли, - говорит Альбина Тимофеевна своей помощнице. - Не бойтесь, она добрая: не лает, не кусает (обращается ко мне). Хотя иногда и надо бы! Тут ко мне мужчина постучался, воды попросил. Пока я наливала, он украл ноутбук внука. Хоть бы тявкнула! Охранник из неё плохой. Но я её всё равно люблю… Я два года ждала, пока её растили и учили. А сколько справок пришлось собирать, чтоб получить поводыря… Словно ребёнка хотела усыновить. Нужно было обойти всех соседей в доме и получить разрешение. Доказать, что моё жильё подойдёт собаке и т.д. Я даже прошла психиатрическую экспертизу. В апреле 2011 года мне пришёл вызов из питомника. В России поводырей готовят только в одном месте - посёлок Купавна в Подмосковье. На воспитание одной собаки уходит полмиллиона рублей. Их не дарят нам, а дают в аренду - на восемь лет. Считается, что в старости они не могут хорошо служить.
Забирать псов инвалиды должны сами. А вот в Америке их доставляют на дом. Красноярка месяц провела в питомнике. Привыкала к новой спутнице - лабрадору Молли. Они учили команды, гуляли, а затем сдавали экзамен. Вернувшись в Красноярск, столкнулись со сложностями.
- Надо учить маршруты, а нам не с кем. Я рассчитывала на внука, а его забрали в армию. Как показать собаке путь, если сам не видишь? Хорошо, во¬круг отзывчивые люди. Помогали соседи, приятели внука, девочка-волонтёр из педуниверситета, даже красноярец, у которого второй в городе пёс-поводырь. Сейчас Молли хорошо знает команды «в аптеку», «в магазин», «домой», «в общество слепых». Я говорю - и она ведёт куда надо.
Лужам и дорогам «не обучили»
Альбина Тимофеевна признаётся: не всегда доверяет Молли.
- Как-то с ней гуляли, надо налево, а она меня направо тянет. Я её уговариваю, сержусь. А прохожие говорят: «Впереди машина, она вас в обход ведёт». Её научили преодолевать препятствия: углы, заборы, машины и т.д. Жаль, про лужи забыли. Бывает, шлёпаем с ней прямо по воде. А однажды я провалилась в канализационный люк во дворе.
Ещё один сложный момент - проезжая часть. Молли не умеет переходить дорогу по светофору. Нужен инструктор, который бы научил её идти, когда другие люди переходят.
- В Красноярске бесплатных кинологов нет. Звонила в Мос¬к¬ву, обещали найти специалиста. И - тишина. Мне советовали вернуть Молли обратно. Мол, подведёт, раз не понимает опасности дороги. Но мы уже сроднились. Более того - она меня спасла. У меня нашли декомпрессионный перелом позвонка. Боли были ужасные. Не будь её, лежала бы бревном. А с Молли надо было вставать, двигаться. С ней и психологически, и физически легче. Врачи спрашивали, что за лекарство так быстро меня на ноги поставило? Это моя Молли!
Пока хозяйка говорит, собака приносит мне свои игрушки.
- Это она хвастается. Как ребёнок, ей-богу! А шутница какая! Внук вернулся из армии, иногда приходит поздно ночью, побросает одежду где попало. Так она соберёт его носки и мне принесёт. А он потом найти не может.
Медицинский лабрадор
Мы идём гулять. Хозяйка надевает специальную шлейку с ручками для слепого. Прохожие с интересом смотрят на нас. Мимо идут другие собачники, здороваются. Все знают Молли и её подопечную.
- Мы и в аптеку ходим, и на автобусах ездим, и в электричке. Нас не выгоняют. Только однажды кондуктор сделала замечание - без намордника были. Все стараются помочь. Если поводок выроню и рядом кто-то есть, всегда подают. Когда гуляем и слишком близко к дороге подходим или Молли на неё выходит, то мне даже из окон соседнего дома кричат. Прохожие просят позволения её погладить или угостить чем-нибудь вкусным. Недавно были в магазине. Кто-то, видимо, испугался Молли. Так рядом со мной женщина сказала: «Да вы не бойтесь. Это же медицинская собака!»
***
Я смотрю на собаку-поводыря. Кажется, она занята своими делами - жуёт травку, нюхает других собак. Но нет-нет да смотрит на хозяйку - всё ли в порядке, не потерялась ли? Поглядывает на прохожих - не обижают ли подругу?
- Мне говорят, что она за мной наблюдает и следит, - делится Альбина Тимофеевна. - Может, и понимает что-то. Не знаю. Но с ней моя жизнь стала лучше.