Красноярск, 13 февраля – «АиФ на Енисее». Имея на своей территории такое крупное предприятие, как Ачинский НПЗ, красноярские автомобилисты вынуждены заливать в баки горючее неизвестного происхождения. Контроль над рынком ГСМ со стороны властей оставляет желать лучшего, что даёт недобросовестным заправщикам все карты в руки.
Цены выше - качество ниже
Красноярский край, как известно, по стоимости бензина среди сибирских регионов - в лидирующей группе. Только за прошлую осень ценники на краевых АЗС менялись несколько раз. У автовладельцев в этой связи всё чаще возникает вопрос: «А за что мы платим?». Можно наивно предполагать, что удорожание ГСМ связано с затратами на модернизацию нефтеперерабатывающего оборудования, переходом на новые стандарты и прочими важными вещами, о которых нам говорят каждый день. Но практика показывает, что цена бензина и его качество пока движутся в противоположных направлениях. «Заправляюсь 92-м, а он пенится, как шампунь…», «За несколько месяцев фильтр забился полностью, что нам такое продают?», - такими сообщениями пестрят все автомобильные интернет-форумы.
«Проблема качества ГСМ в крае актуальна не первый год, - говорит Михаил ОМЫШЕВ, председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков. - Мы, например, особенно остро ощущаем её в межсезонный период. Двигатели просто начинают работать на износ: операторы смешивают остатки летнего дизельного топлива с зимним. У властей фактически нет контроля над розницей. Владельцы АЗС сдают пробы ГСМ на подтверждение качества в добровольном порядке. А если их заправку намерены проверить, то обязаны предупредить заранее. Кого же здесь поймаешь за руку?».
Сам себе инспекция
«С тех пор как была упразднена нефтеинспекция, никто контролем качества бензина фактически не занимается, - говорит Владислав ЗЫРЯНОВ, депутат краевого Заксобрания. - Её функции формально перешли Росстандарту, но у него других дел хватает, поэтому на ГСМ в нужном объёме не остаётся уже ни специалистов, ни средств».
Не так давно один из федеральных телеканалов провёл собственную экспертизу бензина, который продаётся на красноярских АЗС. Для этого были привлечены специалисты Института нефти и газа СФУ. Ни одна из проб, в том числе и взятых на крупных автозаправочных сетях, не соответствовала всем нормам! «Химичат по-разному, - говорит Омышев. - Например, делают из 80-го бензина 92-й: засыпают в него присадки. Но если с ними переборщить или плохо размешать, то хуже для двигателя ничего быть не может. Уж лучше сразу заливать 80-й, вреда будет гораздо меньше».
«У нас государство во всём идёт на поводу у крупных нефтяных компаний, - говорит Павел СТАБРОВ, глава краевого отделения Федерации автовладельцев. - Вот они и творят что хотят. Нашей местной рознице не продают бензин напрямую с Ачинского НПЗ. Им приходится везти ГСМ откуда-то из других регионов, после того как он прошёл через десять рук. О каком качестве после этого может идти речь?».
Невысокий октан
Разумеется, грешат контрафактом в первую очередь небольшие сети АЗС. Однако и солидные игроки попадаются на торговле подделкой. В начале февраля краевой арбитражный суд рассматривал иск Росстандарта о привлечении к административной ответственности Рыбинского филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт» за продажу бензина АИ-95,
который не соответствовал техрегламенту. Суд отказал в иске, однако не потому, что Росстандарт в своих выводах ошибся: просто при составлении протокола об административном нарушении были допущены ошибки. Факт остается фактом - «КНП» предлагал потребителю некачественный бензин. «Крупные сети в целом держат марку, - говорит Михаил Омышев. - Но могу вспомнить и такой случай: в Североенисейском районе водитель «заправил» свой внедорожник тысяч на двести. Во столько ему обошлись промывка двигателя и замена форсунок. А кто у нас поставляет топливо на Север? Вот и думайте…».
В начале прошлого года сменилось руководство «Красноярснефтепродукта», после чего компания часть своих закупок ГСМ переориентировала на небольшие фирмы, являющиеся посредниками для нефтеперерабатывающих заводов, из других регионов. Зачем это было сделано, остаётся только догадываться. Возможно, если краевые власти, которым принадлежит «КНП», сумеют ответить на этот вопрос, жалоб на качество горючего со стороны населения станет значительно меньше.
Кстати
По данным Красноярскстата, в декабре 2012 года цены на ГСМ увеличились по отношению к декабрю 2011 года на 9,4%. Наибольший рост - 22,7% - отмечен на дизельное топливо. Самый дешёвый бензин марки АИ-92 в крае продавался в Ачинске (27,18 руб. за литр) и Лесосибирске (27,63 руб. за литр). Самый дорогой - в Норильске и Дудинке (34-34,5 руб.).