Примерное время чтения: 9 минут
4257

Одиночество в тайге. Будни лесничего красноярских «Столбов»

Сюжет Красноярский заповедник «Столбы»

Лесничий заповедника «Столбы» Геннадий Квиткевич - человек самобытный. Дружит с медведями, знает все их привычки и повадки, клещи бегают по его дому, как тараканы, а браконьеры обходят его стороной.

«Клещей не боюсь»

Геннадий Васильевич Квиткевич живет в хорошем брусовом домике в лесу, где есть электричество. Все удобства, правда, на улице, но это его не смущает. Никакой телефонной связи тут нет, работает только рация. Но общаться с людьми Геннадию Васильевичу и не хочется - говорит, такой уж у него характер.

Вокруг дома - огород, где Геннадий Васильевич выращивает овощи, капусту, морковку, огурцы. Его домашние животные - две собаки и три кошки. Кошку нашёл на улице, она принесла котят, так и живут. Собаки тоже были бездомными, он их приютил.

Раньше держал корову и кур, чтобы кормить семью. Сейчас такой нужды нет, Геннадий Васильевич живет один, вырастил в лесу детей, с супругой разошёлся. Вдаваться в подробности личной жизни не хочет. «Женщине ведь надо с кем-то поговорить, не всё время с одной мордой. А где тут общаться - кругом лес, никого», - говорит Геннадий Квиткевич.

Сам он без леса себя не мыслит, не представляет, как можно жить в городе. И никакие клещи его не смущают, давно к ним привык.

Геннадий Васильевич Квиткевич не представляет, что можно жить в городе. Фото: АиФ / Нина Зуева

«Клещи у меня по дому ползают, как я к ним могу к ним относиться? Как к чему-то обыденному. В свое время я прививался, но два раза переболел энцефалитом. Прививка от одного вируса, а их много», - говорит лесничий. 

Геннадий Васильевич Квиткевич работает на «Столбах» уже 39 лет. До этого трудился на Красноярском заводе медпрепаратов и учился в «политехе». Пришел в заповедник в 27 лет. Сначала был лесником, сейчас его должность называется «старший государственный инспектор Базайского участкового лесничества». Он должен охранять лес, животных, тушить пожары, собирать научную информацию. Заповедник знает наизусть: за день может пешком обойти всю территорию, а это 47 тыс. га!

Раньше передвигался на конях, сейчас предпочитает пешком, хотя есть у него и квадроцикл, и снегоход. «Транспорт так гудит, что ничего не видно и не слышно, легко только добраться до места», - поясняет Геннадий Квиткевич. 

Лесничий предпочитает ходить пешком, говорит, что транспорт слишком шумный. Фото: пресс-служба Красноярского заповедника "Столбы"

«Люди полезли в лес»

Геннадий Васильевич рассказывает, что люди часто заходят на охраняемую территорию «Столбов», где находиться запрещено. Бывает, просто из любопытства, но встречаются и браконьеры, которых лесничий штрафует.

«Большой поток браконьеров шёл, когда у нас сменилась власть, в 90-е годы. Изобилие оружия, возможность легкого его приобретения, неразбериха с законами, невыплата зарплат, бартер. И люди полезли в лес, чтобы как-то поживиться», - вспоминает лесничий. Говорит, сейчас на «Столбах» редко встретишь браконьера, зато полно туристов на внедорожной технике.

«Сейчас другая беда - внедорожная техника: летом мотоциклы, квадроциклы, джипы, зимой - снегоходы. Современная цивилизация подкидывает новые виды нарушений. Это уже коммерция: бизнесмены приобретают несколько снегоходов, квадроциклов и сдают их напрокат, получают деньги. А людям не объясняют, что ездить тут запрещено, и с нами все это никто не согласовывает. Потом человек разводит руками», - сетует Геннадий Квиткевич.

Порой случается искать заблудившихся. Фото: пресс-служба Красноярского заповедника "Столбы"

Заблудившиеся

Ещё на «Столбах» Геннадий Васильевич часто встречает заблудившихся людей, помогает им выйти из леса. «Один раз даже вызывали скорую, молодая девчонка потерялась, вся искусанная клещами пришла. Был июнь, она больше десяти дней блудила, что ела, непонятно, другое дело - август, в лесу есть ягоды. Потом интересовались – она не заболела», - вспоминает лесничий.

Летом и осенью каждый день в заповедник приходят тысячи людей. Фото: пресс-служба Красноярского заповедника "Столбы"

Медведи - лучшие друзья

Геннадий Васильевич установил на «Столбах» фотоловушки – камеры, в объектив которых попадают разные животные. Это позволяет отслеживать их передвижение и численность популяции.

«Фотоловушки – до того интересно! Электроника фиксирует и время, и погоду! И ещё есть куча параметров, даже лунные фазы отмечаются! И когда смотришь картинку на мониторе, все совсем по-другому, это другая жизнь совершенно, это чудо!»  - восхищается Геннадий Васильевич.

Недавно в объектив фотоловушки попался бурый медведь

 Это любимое животное Квиткевича. С медведем он не раз встречался в лесу, когда обходил заповедник.

Если человек не спровоцирует агрессию зверя, медведь не тронет его при встрече. Фото: пресс-служба Красноярского заповедника "Столбы"

«Природа создала универсального хищника, он могучий и неуклюжий одновременно. Очень добрый, располагает к себе. Медведь никогда не тронет человека в лесу. Животное уйдет, потому что у него своя жизнь и свои интересы. Если, конечно, медведь здоров и человек не сделал его агрессором», - уверен Геннадий Васильевич.

Лесник с удовольствием вспоминает свои встречи с бурым медведем. «Летом шёл по тропе и увидел – медведь роет муравейник на склоне. На фотоаппарат «Зенит» решил сфотографировать. Лязгнул затвор, медведь встал на задние лапы, осмотрелся, откуда звук, и убежал», - рассказывает лесничий.

Встречал он и медведицу с медвежатами, и тоже без происшествий. Шёл по лесу, увидел медведя, сидящего спиной. Хлопнул в ладоши, чтобы спугнуть животное. Медведица подпрыгнула, а из-под неё выскочили медвежата, которых лесник сначала не заметил.

«Оказалось, что это медведица. Она – прыг ко мне, встала напротив и стоит, и я смотрю на неё. Она уловила боковым зрением, что медвежата побежали в противоположную сторону – и за ними. Но когда я вижу детенышей медведя, обхожу стороной. Они ведь очень любопытные», - улыбается Геннадий Васильевич. 

Говорит, медведей-шатунов в заповеднике нет. «Шатун – не голодный, просто он раньше встречался с человеком. Может быть, в него стреляли. Его раздражает рана, которая осталась. Такой медведь не может уснуть, он всё ходит и ходит по лесу. Таксидермисты, когда работают со шкурами, говорят, что более половины шкур повреждены. То есть в животных стреляли», - уверен Квиткевич.

Говорит, осенью медведи часто выходят на южной границе заповедника, на правый берег реки Мана, потому что здесь туристы обычно активно сплавляются. К осени часть водоема затягивает тиной, к берегу прибивает пластиковые бутылки, бумагу, банки, пакеты. «Медведь ходит по кромке берега и нюхает, его этот мусорник раздражает. Он ведь идет что-то скушать, а нечего. Осенью он постоянно держится у этого берега. Бытовой мусор портит ему настроение», -  сокрушается старейший лесничий заповедника. 

Попадаются в фотоловушки и другие животные. Фото: пресс-служба Красноярского заповедника "Столбы"

«Хобби превратилось в работу»

Геннадий Васильевич говорит, что ему не интересно путешествовать. Отпусков у него накопилось за время работы – целая куча. Отгуливает по четыре дня в месяц, выезжает к коллегам в Хакасию, потом возвращается в свой лес.

«Хобби превратилось в мою работу. И второе – это баня. Обязательно в субботу готовлю себе баню, там отдыхаю и душой, и телом – как перерождаюсь. Словами это не опишешь: природа, речка шумит, никого нет. Баня мне помогает восстановить силы», - рассказывает Геннадий Васильевич о своих увлечениях.

Свою жизнь Геннадий Васильевич просто не мыслит без «Столбов» и будущее свое связывает с заповедником. Планирует продолжать работать. На сегодня он - один из лучших лесничих на «Столбах». У него масса почетных грамот, благодарственных писем от министерства природы РФ и Красноярского края за добросовестный труд. 

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах