Проработав несколько лет бухгалтером, Татьяна Егорова и представить не могла, что жизнь её сделает крутой поворот и она пойдёт работать в детский сад. Победитель красноярского городского конкурса «Воспитатель года» уверена, что без любви к детям там делать нечего. Ведь дети – самая большая ценность, которую ни с какой другой сравнить невозможно.
Верёвочный жираф
Корреспондент krsk.aif.ru Татьяна Фирсова: Татьяна Карловна, на формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте влияет прежде всего семья. Как воспитатель участвует в этом процессе?
Татьяна Егорова: Без сомнения. Моё профессиональное кредо заключено в одной фразе: «Ребёнок верит тому, что видит. Воспитываю не правилами, а личным примером». Считаю, что все взрослые: родители, воспитатели, учителя, с которыми общаются дети, – должны быть для них примером. Но, как правило, взрослые навязывают им поведенческие шаблоны. Мы учим их считать, писать, забывая, что немаловажно уметь любить, дружить, понимать и уважать друг друга, договариваться и в то же время постоять за себя в спорной ситуации. Идти к своей цели, следовать семейным и культурным ценностям.
Личность детей, как известно, формирует среда и те, кто их окружает. Если взрослые говорят одно, а поступают по-другому, это сформирует у ребёнка поведенческие навыки, которые будут мешать ему социализироваться. Чтобы он стал успешным в будущем, педагогу нужно найти инструменты, которые дадут возможность найти ему верное решение.
– И что это за инструмент, который поможет маленькому человеку научиться жить в довольно агрессивном обществе и находить выход из нестандартных ситуаций?
– В образовании есть система «Четыре К», в основе которой лежат четыре ключевых мягких навыка: коммуникация, креативность, командная работа и критичность мышления. Моя методика, которую я представляла на конкурс, заключается в моделировании с использованием метровых верёвочек.
С их помощью вместе с детьми мы моделируем разнообразные игры, которые требуют взаимодействия между ними, предметы. Верёвочка может превратиться в заправочный шланг на АЗС, буксировочный трос, поводок для собачки. Можно играть в классики, крестики-нолики, выложить на полу корабль и стать капитаном, построить ракету, сделать снеговика, собрать маме сумку с нужными предметами, нарядить ёлочку. У нас есть игра «Сказочное эхо», в которой принимают участие семьями. Одна из них дома на полу моделирует сказку, фотографии отправляет второй семье. Та в свою очередь должна эту сказку разгадать, придумать свою и отправить её третьей семье по эстафете, и так далее.
– Как родилась эта идея?
– Прототипом послужила обычная скакалка. Она и натолкнула на мысль использовать верёвочки. Сначала я прикрепила к их концам небольшие карабинчики, чтобы их легче было соединять, дети восприняли это с восторгом. Потом поняла: это ограничивает фантазию ребятишек, так как на одном из занятий они сложили из верёвочек фигуру и сказали, что это жираф. Так дети помогли структурировать идею, как использовать этот простой и дешёвый материал как инструмент для развития мягких навыков.
Самая большая ценность
– Можно ли назвать воспитателя наставником дошколят или его функционал заключается лишь в том, чтобы научить детей элементарным навыкам?
– Считаю, что одна из самых главных задач воспитателя – не только видеть, слышать каждого ребёнка в группе, но и чувствовать его интуитивно. При этом нужно уважать его интересы, не подавлять инициативу и не надломить. Даже если малышу сложно научиться считать и писать, а ведь не всем это дано в таком возрасте, нужно поддержать его, чтобы он смог успешно адаптироваться в дальнейшем, как в школе при общении со сверстниками, так и во взрослой жизни.
– Нередко педагоги говорят, что дети сейчас сложные, у многих не развиты навыки самообслуживания. Семьи, в которых они воспитываются, имеют разный социальный статус, что тоже создаёт определённые проблемы. Отсюда усталость, профессиональное выгорание педагогов.
– Конечно, все дети разные. Кто-то из них, придя в детский сад, уже многое умеет. Кого-то не научили элементарным вещам. Отсутствие навыков самообслуживания и адаптации поправимо, просто на это нужно время. Конечно, не хотелось бы, чтобы ребёнок в три года приходил в памперсе или с соской. Если такие случаи бывают, трагедию из этого не делаю, вместе с малышом и его родителями стараемся быстро решить проблему.
– Принято считать, что молодёжь не идёт в детсады из-за маленькой зарплаты и большой психологической нагрузки, отсюда и дефицит кадров.
– Не совсем согласна. К нам два года назад пришли две молодые воспитательницы, работают на одной группе и неплохо справляются. У меня, кстати, непрофильное образование, я бухгалтер, в детсад № 11 пришла работать няней, когда дочке исполнилось 2,5 года. Уговорила меня заведующая. А воспитатель, с которой я работала на одной группе, настояла, чтобы я пошла учиться. Теперь не представляю себя без моих ребятишек. Уверена, без любви к детям в детском саду делать нечего, потому что они самая большая ценность, которую ни с какой другой сравнить невозможно, и эту ценность тебе доверяют. Согласитесь, это дорогого стоит. Что касается зарплаты, меня она устраивает, я ценю то, что у меня есть. (Улыбается).
Хлопушка и поросёнок фунтик
– Видела ваши фотографии, где вы на утреннике в костюме то хлопушки, то клоуна, даже поросёнка Фунтика. Это такая методика обучения? Или просто развлечение?
– И то и другое. Такие занятия дают особый опыт общения с детьми. Кроме того, во мне до сих пор живёт ребёнок. У воспитателя, на мой взгляд, наряду с его профессиональными качествами должны быть ещё и актёрские задатки. Возможно, они у меня появились в детстве, когда на новогодние каникулы нас с моей двоюродной сестрой родители отвозили к тёте в посёлок Дубинино. Там во время рождественских праздников мы наряжались в тулупы, повязывали на голову платки и ходили колядовать. А в ночь на Рождество вместе с тётушкой обязательно гадали на суженого-ряженого. Кстати, когда начала работать в детском саду, научилась очень многому, в том числе и рисовать, хотя до этого совершенно не умела.
– Какие вы испытали чувства, когда узнали о своей победе?
– Признаюсь, что даже после того, как вышла в десятку номинантов, а отбор проводился среди 130 человек, не было полной уверенности, что удастся победить. Сомневаться – это, наверное, черта характера.
Несмотря на то что моя презентация мне показалась логичной, на занятиях дети занимались с удовольствием и интересом и между нами установился тесный контакт, сомнения оставались. Возможно, потому что всегда стараюсь подойти к любому делу основательно и щепетильно, как и мой отец. Он у меня немец и очень педантичный человек, у которого всё разложено по полочкам. Видимо, я пошла в папу. (Улыбается).
При этом во мне полностью отсутствует чувство тщеславия, правда, когда объявили результаты и назвали меня воспитателем года, испытала гордость. Это было вторым по значимости событием в моей жизни после рождения детей.
– Чем вы увлекаетесь и есть ли у вас мечта?
– Мечтаю о загородном доме, люблю рисовать картины по номерам. Технология несложная. Закрашиваешь определённым цветом контурные зоны на холсте, обозначенные номерами, и получается живописное полотно. Ещё очень люблю печь пряничные домики. Если говорить о профессиональной деятельности, хочется, чтобы мою методику использовали в других дошкольных учреждениях.