Примерное время чтения: 6 минут
336

Русскую музыку не отодвинуть! Хор Минина начал гастроли-2023 с Сибири

«АиФ на Енисее» №6 (2203) 08/02/2023
Легендарному коллективу 50 лет.
Легендарному коллективу 50 лет. / Марина Панфилова / АиФ

Музыка не имеет границ. И даже сегодня, в непростых условиях, шедевры русской классики звучат на разных континентах. И русскую музыку просто невозможно совсем запретить, считает художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Тимофей Гольберг.

Легендарный хор Минина с полувековой историей начал гастроли в новом году с концертов в Красноярском крае. И покорил сибиряков блистательным исполнением шедевров русской и мировой музыки.

Большая культура в глубинке

Корреспондент krsk.aif.ru Марина Панфилова: Тимофей Юрьевич, в наше непростое время, когда за рубежом запрещают русскую музыку, русское искусство, в России по-прежнему звучат шедевры мировой классики.

Фото: АиФ/ Николай Завьялов

Тимофей Гольберг: У меня много знакомых дирижёров, которые работают на зарубежных сценах. Они говорят, что в Европе вначале была тенденция отодвинуть русскую музыку. И сейчас её мало где запрещают. Во многих странах мира она исполняется с большим успехом. В знаменитом театре «Ла Скала» после исполнения оперы «Борис Годунов» Мусоргского были двадцатиминутные овации!

Что касается нашего коллектива, я не соотношу политику с нашим творчеством. Этого просто делать нельзя. Если мы везём программу «Музыка мира», в ней звучит музыка и Северной, и Южной Америки, а также огромное количество русских песен, музыка Свиридова и Гаврилина. В репертуаре грузинские и молдавские песни, есть замечательная украинская песня…

– Сегодня «большая культура» приходит в российскую глубинку, а артисты из Сибири покоряют столичную сцену. Например, Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского произвёл фурор в Большом театре. Как вы оцениваете такой «культурный обмен»?

– К тому, что делает Красноярский регион, я отношусь не просто с большим уважением – с изумлением! Взять наши гастроли: в такой короткий срок сумели их организовать по инициативе красноярского дирижёра Владимира Ланде. В Красноярске проводят проекты мирового масштаба! Не в каждом регионе такое делается.

Красноярск отличается тем, что его культурные мероприятия становятся событиями. На концерте в краевой филармонии мы это ощутили, исполняя Моцарта вместе с красноярским оркестром. Приезд хора в Железногорск – это тоже яркое событие и праздник для жителей города. Культурный обмен важен ещё и для того, чтобы учиться друг у друга.

– Приходилось ли прежде выступать в Красноярском крае?

– В 2019 году мы исполняли «Реквием» Верди в Красноярске. Это был интересный опыт, состоялся замечательный концерт. С радостью ехали в край на гастроли в этом году. Правда, с опаской читали прогноз погоды: стояли 40-градусные морозы! Но нам повезло. В филармонии нам сказали, что мы привезли тёплую погоду. Мы даже съездили на Столбы. Там, конечно, был сильный ветер – настоящий, сибирский. Зато увидели белый снег, а не тот, что у нас, превращающийся в жижу.

Сорок голосов

– Хор Минина в прошлом году отметил 50-летний юбилей. С этой датой коллектив поздравил президент России. Чем запомнился юбилейный год?

– В течение трёх месяцев в лучших залах столицы продолжался наш фестиваль «Хор без границ». Исполняли музыку от Баха до Дженкинса. Этот фестиваль привлёк огромное внимание общественности. Планируем проводить каждый год. Также в юбилейном году выпустили книгу «Минин-хор. Первые полвека…», на фирме «Мелодия» вышел альбом «Альфред Шнитке. Реквием».

– Фирменный стиль хора: в чём его особенность, неповторимость? И расскажите о традициях коллектива.

– Изначально наш хор – это хор солистов. Таким создавал его Владимир Николаевич Минин, таким он и остаётся до сих пор. Каждый артист способен исполнить сольную партию. Сочетание сорока уникальных голосов даёт неповторимое звучание и особый контакт с каждым слушателем. Это и есть наш фирменный стиль.

О традициях. Всегда поздравляем друг друга с днями рождения и юбилеями, исполняя «Многая лета». Атмосфера у нас дружественная, но при этом профессионально строгая, без излишнего панибратства. Хор – это цветник талантов. Каждый – яркая личность. С ровными, «серыми» исполнителями мы вряд ли добились бы такого интересного звучания. Поэтому у нас в хоре страстные, талантливые профессионалы.

Магия рук

– Как судьба свела вас с основателем всемирно известного хорового коллектива, народным артистом СССР Владимиром Мининым? Почему именно вас, молодого музыканта, маэстро выбрал в качестве своего преемника на посту художественного руководителя и дирижёра?

– В 2015 году я заканчивал аспирантуру в Нижнем Новгороде по классу симфонического дирижирования, уже имея диплом хорового дирижёра. Удачно выступил на II Всероссийском музыкальном конкурсе. В этот момент Владимир Николаевич искал помощника. Он меня заметил. Мне позвонили из Москвы и дали его домашний телефон. Затем последовало приглашение на концерт, где я выступил в качестве дирижёра. После концерта Владимир Николаевич Минин предложил мне стать дирижёром коллектива. Передать мне пост художественного руководителя хора также его решение. С 2019 года Владимир Николаевич – президент хора Минина.

– Я заметила, что, дирижируя, вы не используете палочку. Почему?

– С хором принято дирижировать руками, потому что так у тебя больше возможностей. Когда в руке дирижёрская палочка, правая рука становится монолитом, мешает тебе передать артистам тонкости исполнения произведения. Через подушечки пальцев рук ощущаешь особую, почти физическую связь с артистами – словно нити возникают. Что касается дирижирования оркестром, там палочка необходима для точного, ясного жеста, чтобы воедино свести 100–150 человек. А хор – это гибкость, это душа! Управлять палочкой – всё равно что гладить лопатой!

Время молодых талантов

– Новое время – это новые вызовы для коллектива. В своих интервью вы говорили о стремлении вызвать интерес публики к творчеству современных композиторов. Что для этого делается?

– Мы заказываем сочинения известным композиторам. Например, несколько лет назад по нашей просьбе Эдуард Николаевич Артемьев написал мессу «Девять шагов к Преображению». Это гениальнейшее сочинение мы исполняли в разных городах России. Оно заняло достойное место в нашем репертуаре. Планируем также провести конкурс молодых композиторов, чтобы привлечь молодые таланты к созданию произведений для хора.

– Стало ли больше молодёжи на концертах хора благодаря «Пушкинской карте»? Как оцениваете этот проект?

– Появилось поколение 30–35-летних зрителей, которые интересуются классикой. Надеюсь, эта аудитория будет расширяться. А то, что есть проект «Пушкинская карта», замечательно! Желаю всем красноярцам, любителям музыки, как можно больше ярких музыкальных событий!

Досье
Тимофей ГОЛЬБЕРГ. Родился в 1991 году в Нижнем Новгороде. Учиться музыке начал с пяти лет. С отличием окончил Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки. Дипломант IV Всероссийского конкурса хоровых дирижёров имени В. С. Попова (Москва, 2014). Победитель II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Хоровое дирижирование» (Москва, 2015). С 2019 года – художественный руководитель и главный дирижёр Московского государственного академического камерного хора.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах