Примерное время чтения: 7 минут
1792

Новая история алюминия. Как будут перестраивать красноярский завод?

«АиФ на Енисее» №26 (2119) 30/06/2021
На месте старых корпусов через несколько лет возведут новые.
На месте старых корпусов через несколько лет возведут новые. пресс-служба АО "РУСАЛ Красноярск"

РУСАЛ впервые за всю историю алюминиевой промышленности страны перестроит четыре завода в Сибири: в Новокузнецке, Красноярске, Братске, Шелехове. Об этом было заявлено ещё на Красноярском экономическом форуме. Реализация программы позволит сократить выбросы предприятий. На 11–20% при этом снизится расход электроэнергии. Инженеры компании работали над этой непростой задачей много лет, решение найдено, испытания показали его эффективность.

Что конкретно изменится на КрАЗе? Сохранятся ли рабочие места? Каков будет эффект от реконструкции для всех красноярцев? На эти и другие вопросы ответил заместитель директора алюминиевого дивизиона компании Александр Дроздов.

Лучшие мировые стандарты

Татьяна Анверова: Александр Сергеевич, расскажите конкретно, что изменится на КрАЗе, какая реконструкция ожидает завод?

Фото: пресс-служба АО "РУСАЛ Красноярск"

Александр Дроздов: Я хочу подчеркнуть, что мы фактически создаём кардинально новое производство. Будут построены два новых, достаточно больших и длинных цеха на месте половины из тех старых корпусов, которые у нас есть. Напомню, что Красноярский алюминиевый завод был построен в 1964 году, и все они с того времени.

При этом мы модернизировали завод на протяжении длительного периода. Только за последние пять лет заменили все электролизеры на новые, по технологии «ЭкоСодерберга». Сейчас перед нами стоит амбициозная задача – построить уже новые корпуса на месте старых, и самое главное – с новой, со­временной и экологичной технологией РА-550, разработанной инженерами компании. Электролизеры на силе тока 550 кА впервые были апробированы на Саяногорском заводе и показали себя очень хорошо. Они, по сути, позволили заложить новые стандарты в мировой алюминиевой отрасли. Благодаря конструкторским и технологическим решениям электролизер стал легче, компактнее и экологически эффективнее. Ведущие специалисты мировой алюминиевой отрасли технологию РА-550 на сегодня признают эталонным решением в сфере электролиза алюминия. Переговоры об её приобретении ведут с РУСАЛом несколько компаний из разных регионов мира.

Экологический эффект

– Понятно, что компания сделает большие вложения в завод. Важно понимать, какой всё это принесёт эффект…

– Решение о реконструкции завода очень серьёзное, оно потребует больших инвестиций. Только для КрАЗа это около 85 млрд рублей. Проект реализуется на средства компании, ни копейки государственных вливаний не предусмотрено. Но компании будут предоставлены госгарантии по программе, стимулирующей модернизацию российской промышленности. Это очень амбициозная программа, необходимая для общества, экономики и в целом для страны. Она полностью соответствует задачам государства в области устойчивого развития и глобальному тренду на экологизацию и озеленение промышленности и экономики.

Кроме того, мы минимум на пять лет создадим дополнительные рабочие места для строителей, их будет около 2 тыс.

Но всё-таки главный эффект – экологический. Повторюсь, что технология уже опробована на Саяногорском заводе.

– То есть проводились исследования, которые подтверждают этот экологический эффект?

– Это не просто исследования, а уже действующие электролизеры и технология, проверенная практикой. Выбросы по бензапирену снижаются до нуля, по фторидам – в 3,5 раза. Ещё проведя модернизацию предыдущего этапа, перейдя на «ЭкоСодерберг», мы и так снизили валовые выбросы на 40%. Но вот эти – по бензапирену и фторидам – не такие большие в абсолютных цифрах, но очень важные с точки зрения их качественной составляющей.

Больше рабочих мест

– Про сроки: когда начнётся реконструкция? И как надолго она затянется?

– Мы сейчас занимаемся предпроектными работами. Сам проект будет готов в течение двух лет. И с 2023 года мы планируем начать непосредственно строительство, то есть снос старых корпусов и возведение новых. До конца 2028 года мы должны реализовать этот проект.

– На время реконструкции количество подрядчиков, получается, увеличится? А сокращения рабочих мест на производстве не будет?

– Мы планируем начать строительство новых корпусов на свободной территории, которая у нас есть. По мере реконструкции, введения в эксплуатацию новых электролизеров начнём сносить старые и продолжать дальше строительство. То есть мы будем останавливать старые электролизеры по мере введения в эксплуатацию новых, поэтому все рабочие места сохраним. Но, как я уже сказал, добавятся новые вакансии для тех, кто будет строить, обслуживать, а это будет большой заказ для наших подрядчиков и по металлоконструкциям, и по остальным видам строительно-монтажных работ.

– Производство алюминия, я так понимаю, – это непрерывный процесс, и если закрыть несколько старых корпусов, что с выходом?

– Я уже сказал: производство мы останавливать не будем. Мы не увеличим количество выпуска алюминия, но при этом не планируем сокращений.

Красноярск – главный

– Какая польза от реконструкции будет для обычных красноярцев, которые никакого отношения к заводу не имеют?

– Польза для красноярцев есть, мы уже начали о ней говорить, я могу ещё раз подытожить. Это очень значительный экологический эффект – раз. Два – сохранение рабочих мест, и три – сохранение налоговых поступлений. Это большая стройка, я называл цифру – 85 млрд. Губернатор подчеркнул, что это сравнимо с Универсиадой, которую мы провели. Нужно уже готовить специалистов для такого промышленного строительства, их не хватает.

И ещё очень важный момент: ведь мы сейчас говорим о КрАЗе, о том, что нам наиболее близко, но мы же будем таким образом перестраивать четыре завода в Сибири, и это наши ближайшие соседи – Братск, Иркутск (Шелехов) и Новокузнецкий алюминиевый завод. И конечно, планируем, поскольку они по единому сценарию перестраиваются, что сможем большую часть работ делать из Красноярска.

– То есть у нас такое, можно сказать, если сравнить с городами, градообразующее предприятие?

– И градообразующее предприятие, и Красноярск, по сути дела, – столица для РУСАЛа. Поэтому сюда планомерно переводим управленческий персонал. Здесь уже работает достаточно много сотрудников центральной компании, будем это завершать в этом и следующем году.

P. S. Обращаем внимание читателей, что интервью с Александром Дроздовым мы записывали до 24 июня. В этот день в правительстве объявили о введении экспортных пошлин на чёрные и цветные металлы.

Как повлияет на бизнес пошлина?

24 июня министр экономического развития России Максим Решетников заявил о намерении правительства с 1 августа по 31 декабря ввести пошлины на экспорт чёрных и цветных металлов и металлопродуцию.

Пошлина составит не менее 15% от стоимости продукции. Чиновник объяснил необходимость такой меры повышением мировых, а вслед за ними и российских цен на металлы.

Металлурги уже заявили о негативных последствиях, к которым приведут действия правительства. Например, совладелец и председатель Совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов так прокомментировал это решение: «Хотелось бы надеяться, что эти меры существенно не затруднят доступ нашей продукции на мировые рынки, на которых и так действуют серьёзные ограничения для российских металлургических компаний».

Кстати, зарубежные аналитики уже «благодарят наше правительство за такой подарок европейским металлургам». Он также отметил, что от «этой инициативы мировые цены на сталь только вырастут».

По данным РБК, через экспортные пошлины власти планируют изъять у металлургов около 160 млрд рублей. Фактически эти средства будут изъяты из регионов в Москву, а компании лишатся средств на экологическую модернизацию производства.

Эксперты не исключают, что из-за действий властей РУСАЛ будет вынужден сдвинуть программу перестройки заводов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ читаемых

Самое интересное в регионах