Митрополит Пантелеимон, возглавлявший Красноярскую и Ачинскую митрополии с 2011 года, покинул свой пост по состоянию здоровья. Ранее он обратился с прошением об освобождении в Священный синод. Новым главой митрополии назначен епископ Козельский и Людиновский Никита. В Красноярск он приедет 26 марта.
Священный синод Русской православной церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании 20 марта прошение митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона удовлетворил, выразил ему благодарность за многолетнее управление Красноярской митрополией. Местом пребывания на покое для него определён Краснодарский край по месту постоянной регистрации с получением содержания от Красноярского епархиального управления.
С трёх лет мечтал быть батюшкой
Митрополит Пантелеимон (в миру Николай Кутовой) родился в 1955 году в д. Грибаны Могилёвской области (Белоруссия). Он прошёл советскую школу, был даже пионером и комсомольцем, играл в школьном театре. А по субботам с бабушкой Феодосией ходил в храм. И с трёх лет мечтал быть батюшкой.
Окончил сельскохозяйственный техникум и институт, какое-то время работал агрономом. Затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1987 году пострижен в монашество. В 1993 году возведён в сан архимандрита, в 2005-м – в сан архиепископа. В октябре 2011 года решением Священного синода возведён в сан митрополита и назначен главой новообразованной Красноярской митрополии.
Именно тогда были запущены реформы РПЦ, инициировал которые патриарх Кирилл. А Красноярская епархия была поделена на четыре – Красноярскую и Ачинскую, Енисейскую и Лесосибирскую, Норильскую и Туруханскую, Канскую и Богучанскую.
Митрополит Пантелеимон приехал в Красноярск из Орловской области. И о своём решении нести службу в этом далёком и суровом крае никогда не жалел. В этом он признавался в интервью сайту «АиФ-Красноярск».
«Я испытываю восхищённые чувства к теперь уже любимому Красноярскому краю, к этой богатой и красивой земле, людям, которые тут живут. Здесь каждая территория представляет свою самостоятельную этнокультурную зону.
Красноярский край вмещает несколько Германий или Франций, а двадцатое столетие прокатилось по духовным традициям атеизмом. Для нас это была трагедия и несправедливость. 21-й век требует восстановления утраченного. Отсюда и реформы во всей Церкви, они коснулись и такой огромной митрополии, как наша», – объяснял тогда митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон решение главы РПЦ.
«Солома» сгорит в истории
В 2016 году при Красноярской митрополии был создан общественный совет. Такого не было ни в одном из регионов. В него вошли представители разных профессий, партий и даже разного вероисповедания. Здесь поднимались самые актуальные темы, бывали жаркие споры и дискуссии. А когда совет выражал свою позицию по отдельным вопросам (как, например, запрет в школах рассказа Людмилы Петрушевской «Глюк»), доставалось и от общественников, и от журналистов не только членам совета, но и митрополиту. Но это ничуть не смущало его.

«Считаю, эта "солома" сгорит в истории, как и многие другие книги, которые не могут быть жизнеутверждающими. И совет сделал большое дело – привлёк внимание и общественности, и российского министерства образования, которое всё-таки сделало своё заключение: книга не рекомендована для изучения в школе».
Митрополит много ездил по краю, посещал храмы и православные общины, проводил службы, встречался с прихожанами. При нём восстанавливались старые и возводились новые храмы. Он никогда не отказывал журналистам в интервью, отвечал на самые разные вопросы, в том числе и неудобные. Рассказывал о своём отношении к революции, о роли Сталина в истории России, распаде Советского Союза, трансформации семейных ценностей, о Сибири и сибиряках, о возрождении православия и т. д.
Доступно о главном. Цитаты митрополита Пантелеимона
«Советский Союз, при всех его недостатках в отношении демократии, религии, человечности – моя родина. В глубине души я ещё верую, что Господь поможет народам опомниться и объединиться. Пусть в другой системе, в свободных государствах со своей валютой, языками, религиями, но без антагонизма и ненависти, должен возродиться тот дух единства».
«Что делает сибиряка сибиряком? Духовность, мужество и могущество человека. Это сыграло свою роль под Москвой, когда сибиряки остановили гитлеровцев, а сами полегли...»
«До революции в Красноярском крае было более 400 храмов. В годы войны осталось 10 храмов на весь огромный сибирский регион. Сегодня почти восстановлено количество храмов, которые действовали до 1917 года».
«Семья – это не просто союз мужчины и женщины. В детях – вечность, в терпении и любви – мораль и нравственность, в труде – финансовое благополучие. Всё это помогает человеку существовать, хранить традиции…»
«21-й век обнажил то, о чём даже стыдились говорить. И конец мужчины как носителя жизни наступает тогда, когда он водворяется в систему однополой любви. Самое страшное, если мужчина теряет чувство защитника, хозяина, воина. Ещё он добытчик. А женщина не только хранительница очага, но слабый и хрупкий сосуд, который надо беречь. Но из истории мы знаем: если надо, она становилась на баррикады, на стены города, чтобы защитить страну, семью».
«Если Христа оклеветали и распяли, то нам, священникам, тем более не ждать светлого пути. И на этой непростой дороге будут и кланяться, и плевать, поливать грязью, клеветать… Но бояться не нужно. Потому что нелегко говорить правду. Ещё сложнее – принять».
«О чём можно просить Господа? Священнослужители обязаны просить только Царствия Небесного. Но мы и здоровья просим, и очищения от грехов, покаяния, с надеждой на вечную жизнь.
Вообще Господа обо всем можно просить. От помощи в зарплате и продвижения по службе до личной любви. Но всегда нужно помнить и добавлять: да будет, Господь, твоя воля. А вот просить врагам возмездия не надо. Напротив, молитесь за них, прощайте их. Господь всё это видит».
«Совет моей бабушки Феодосии передам: люди, радуйтесь, что есть стакан воды, кусок хлеба и соль. А ещё она говорила: пусть будем полуголые, полубосые, лишь бы войны не было».
«Слишком коротка жизнь, чтобы тратить её на глупости, гневаться на богатых и распутных людей… Придёт время – ответят».