Годами активные жители нашего дома обивали пороги, выпрашивали бюджетное финансирование ремонта двора, давно являвшего жалкое зрелище. Чудо случилось «под выборы»: как известно, это время раздачи подарков в России.
На встрече с избирателями Ленинского района кандидат в мэры №1 рассказал о городской программе, согласно которой 52 красноярских двора, в числе которых и наш, благоустроят. Но ремонт превратился в форменное издевательство.
Сметные чудеса
Во-первых, удивило, что и план, набросанный от руки, и смета ремонта составлены «дочкой» ГУК «Жилфонд» - УК «Комфортбытсервис». С какой стати частное коммунальное хозяйство, а не проектная организация, составляет документацию? В районной администрации пристыдили: дескать, лишних средств и времени на профессионалов нет, а УК по доброте помогает даром. Скоро выяснилось: «дочки» «Жилфонда», заказчики ремонта фактически всех дворов, получили более ста миллионов бюджетных рублей в виде субсидий. При этом «компания слесарей и уборщиц» не имеет ни лицензии, ни техники на ремонт, например, дорог, предусмотренных программой. Но мэрию это ничуть не смутило.
Знакомство с планом и сметой ремонта двора показало: проектировщики «Комфортбытсервиса» - люди с богатой фантазией. Запланировали мизерную, не отвечающую истинным потребностям жителей парковку, по соседству с ней - здоровенный песочный загон якобы для детишек (рядом с парковкой, в нарушение
СанПиНа), ненужную сеть тротуаров. А самое поразительное - это ширина дороги, метра на полтора в проекте превышающая реальную, а значит, расход материалов заложен с солидным запасом.
Независимый эксперт заметил в смете тройку сомнительных строк. К примеру, мизерный клок территории двора прописан и обсчитан дважды - как «ремонт детской площадки» и как «ремонт площадки с песочным покрытием». Причём, если верить цифрам, УК вознамерилась сначала выкопать два котлована (разработка грунта с погрузкой - 35 м3), а затем по уши завалить нас песком. Перевезти более 200 тонн (!) каких-то грузов (по случайности прихватили и гаражи во дворе?) и застолбить 13 тысяч рублей на «непредвиденные затраты», что, по словам проектировщиков, вообще не практикуется. За разъяснениями я обратилась в УК «Комфортбытсервис». «Сметный расчёт произведён согласно программному комплексу «Гранд-смета», версия 5.3», - после долгих раздумий поглумился УК.
Заметьте, речь идёт лишь об одном доме. Умножьте эти «маленькие несоответствия» на полсотни дворов, включённых в программу ремонта-2012, и получатся нехилые суммы. Суммы, которые вместо того, чтобы работать во благо жителей города, осядут на счетах коммунального монстра.
Очарование Кавказа
В один из дней ватага полуголых смуглых хлопцев, слабо разумеющих по-русски, перевернула наш двор вверх дном. Так мы узнали о начале ремонта.
- Какую компанию вы представляете? - спрашиваю бригадира без имени.
- Никакую, - слышу простодушный ответ.
- Просто собрались что ли, под ремонт?
- Ага, - кивает симпатяга.
- Как же с вами будут расплачиваться, если у вас даже счёта нет? Деньги-то бюджетные.
Это очень трудный вопрос для бригадира, он молчит. И ещё - улыбается.
Рабочие на моих глазах засыпают песком площадку для деток рядом с дорогой и парковкой (по нормам должно быть - не ближе 25 метров). Выкапывают остовы турникетов, увозят, а закончив ремонт, привозят (!) и небрежно разбрасывают на готовых газонах в качестве, видимо, декора. Сами газоны ваяют диким образом: булыжник, арматуру, пластиковые бутылки, куски асфальта присыпают тощим слоем земли пополам с песком. В смете это значится как «подготовка почвы для устройства газона».
- Где ваш начальник? - не выдерживаю, глядя на этот срам.
Тощий, ростом с лопату человек саркастически машет в сторону четырёх упитанных кавказцев:
- А вон, все начальники!
- Вы почему засыпаете землю, не убрав строительный мусор? - адресуюсь к человеку из группы, который приглядывает за ремонтом восьми-девяти дворов одновременно.
- Где мусор? Покажи мусор! - огрызается тот.
- Что, красавица, случилось? Что не так? - берёт меня под локоток его товарищ, одаривая улыбкой из чистого золота.
- Мусор уберите, прежде чем землю сыпать, - показываю на безобразие, которое рабочие меланхолично присыпают земелькой.
- Это дренаж, дорогая! - следует потрясающий ответ.
Философски глядя на огромный кирпич, вальяжно развалившийся на газоне, «золотой горец» рассказывает мне о том, что земля без камешков преет, гниёт, и цветочки растут плохо-плохо. Закончив с теорией, что-то гаркает рабочим, и те нехотя распинывают хлам.
- Какую компанию вы представляете? Кто делает ремонт?
- Я - никакую, - удивляется командир. - Я гость, приехал земляков навестить. Ну, вижу, вы друг друга не понимаете. Так я у вас типа переводчика.
Резюме
Итак, мы имеем очень странный порядок. Частные управляющие компании рисуют планы и сметы. Под картинки получают бюджетные миллионы и выступают заказчиками ремонта дворов. Районные администрации и департамент городского хозяйства умывают руки - на жалобы рассерженных граждан приходят отписки: «По вопросам благоустройства обратитесь в УК». Заказчики кулуарно выбирают подрядчиков: конкурсной документации на сайте «Жилфонда» не обнаружишь. Работы выполняет невесть кто и невесть за какие деньги. Принимают их всё те же УК, цель и смысл существования которых - прибыль, выгода. Государственный и общественный контроль разумного, эффективного расходования средств в этой схеме отсутствует.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Глисков, депутат Красноярского горсовета:
- Коррупционная составляющая в этой схеме на 100% есть. Например, непонятно, кто и по каким критериям отбирает дома в перечень. Когда всё прозрачно, и жалоб нет. А у меня их сейчас целый пресс. «Жилфонд» нам показывает, как не надо работать. Но глобально мы не можем ситуацию изменить. Чтобы разобраться в деятельности ГУК, нужна комиссия депутатского расследования. Большинство в горсовете эту инициативу не поддерживает. Мы призываем жителей: пишите жалобы в контролирующие органы. Что-то не так - собрание, протокол, жалоба. А ещё лучше - избавляйтесь от этих нахлебников - меняйте обслуживающую компанию или создавайте своё ТСЖ.