Климатическая катастрофа может произойти завтра, а может через сто лет, - говорит Любовь ЩЕРБАКОВА, начальник отдела климата Красноярского Гидрометцентра, не первый год анализирующая погодные метаморфозы в регионе.
Тёпленькая пошла!
- Любовь Николаевна, наблюдая за погодой в Красноярском крае, можно судить о том, как меняется климат на всей планете?
- Учёные всего мира сходятся во мнении - на планете теплеет. На нашей территории наблюдаем ту же тенденцию. Мы условно делим край на северную, центральную, южную части, плюс Хакасия, Тыва, и видно, что самое заметное потепление происходит в арктической зоне. Наши наблюдения подтверждаются данными со всего мира - в Арктике теплеет. За десять лет средняя температура на Таймыре повысилась на 0,46 градуса по Цельсию. Это почти полградуса! При таких темпах через двадцать лет может быть уже один градус! А если учесть, что в последние годы увеличение пошло интенсивнее…
- Так или иначе, изменения в природе выглядят глобальнее, чем полградуса - аномальные зимы, холодное лето…
- Тут не соглашусь - не может человек проследить изменения без систематических наблюдений из года в год. К тому же в нашем резко континентальном климате потепление не так заметно. Насчёт аномальных зим: анализ данных показывает, что у нас потепление идёт именно за счёт зимних месяцев. А самая низкая температура в крае была в тридцатых годах прошлого века: -52. Самой тёплой выдалась зима 1995 года: средняя температура - минус 2,6 градуса по краю. Что касается холодного лета: максимальная температура однажды составила +40 градусов. Это тоже было достаточно давно. Сейчас не бывает таких температур. А по поводу частых весенних паводков: наблюдается тенденция к уменьшению снежного покрова, хотя два года назад снега выпало очень много. Аномально холодные, снежные зимы или жаркие летние месяцы были всегда. Это цикличное явление.
- А сколько времени ведутся ваши наблюдения?
- Мы можем проанализировать, как менялся климат в районе Красноярска, Енисейска и Туруханска на протяжении последних 150 лет. Но не у всех наших станций такой продолжительный ряд наблюдений. И более надёжными можно считать данные, начиная с 1936 года, когда мы стали наблюдать всю территорию средней Сибири - от границы с Монголией до Карского моря. Картина стала более полной.
Причинно-следственное
- И всё-таки это потепление можно назвать глобальным, и в чём его причина?
- Тот факт, что температура на планете повышается, - это уже глобальные изменения. Буквально десять лет назад между¬народная экспертная комиссия по изменению климата и вообще учёные утверждали, что причина потепления - на 90% парниковый эффект, возникающий из-за переизбытка углекислого газа в атмосфере. Однако сейчас такого единодушного мнения уже нет. Самые современные расчётные модели не могут показать основной фактор, влияющий на климат, и как он изменится в будущем. Атмосфера - очень динамичная система, на которую постоянно влияет множество факторов, и мы пока не можем сложить всё в единую модель и просчитать её.
- О каких факторах идёт речь?
- Основными факторами, меняющими климат Земли, всегда считались изменение оси земли, солнечная активность и соотношение суши и водной поверхности: движение земных слоёв меняло рельеф планеты, а таяние ледников - уровень мирового океана. Всё это меняло климат естественным образом миллионы лет - волны похолоданий и потеплений. Но в середине 70-х годов прошлого века наметилась проблема: метеорологи отметили постоянное повышение температуры атмосферы. Причину нашли в изменении состава воздуха, а именно в возросшем содержании углекислого газа. Учёные сошлись во мнении, что это результат человеческой деятельности - масштабное сжигание угля, газа, нефтепродуктов, вырубка деревьев и лесные пожары.
- А появление искусственных водохранилищ?
- Они, конечно, влияют. И я могу это утверждать уже потому, что есть свидетельства очевидцев, видевших на Красноярском море водяные смерчи. Небольшие, локальные, диаметром около метра, однако для нас это несвойственно. С другой стороны, исследования показывают, что зона климатического влияния нашего водохранилища и незамерзающей полыньи Енисея - всего три километра. А в самом Красноярске ещё меньше - только прибрежная часть города. Влияние человека на климат, безусловно, присутствует, но никто из учёных не укажет точно границу, до которой человечество сможет так бесцеремонно вести себя на планете и дальше. Климатическая катастрофа может произойти завтра, а может через сто лет.
- Какой может быть такая катастрофа?
- Возьмём то же потепление на Таймыре. Повышение температуры уменьшит промерзание почвы, и неизвестно, как поведут себя сваи, на которых стоят дома в том же Норильске. Заболачивание Севера отразится на нефтегазодобыче. Другой пример: если ледники в горных массивах продолжат так же стремительно таять, Кубань, Ставрополье и Краснодарский край окажутся в засушливой зоне. У них и так засухи - довольно частое явление, а если ещё и реки иссякнут - наши южные житницы могут просто выпасть из севооборота. Да, тепло продвинется на север, но это не сделает его чернозёмной зоной. Угрозой голода это вряд ли обернётся, но…
А вокруг - темнота
- Нынешние малозаметные изменения температуры могут резко перерасти в глобальный катаклизм?
- Думаю, резких изменений не будет. Они действительно происходят медленно, но опять-таки - для кого как. Например - синицы. Они адаптируются быстрее многих птиц, потому что у них короткая продолжительность жизни и чаще смена поколений. Тяжелее всего будет тем живым существам, у которых большая продолжительность жизни. Кстати, вместе с потеплением к нам идёт южная биосфера, те же насекомые и микроорганизмы. Уже поднимался вопрос о том, что белых медведей надо спасать, и не только от тепла: они не могут справиться с появляющимися в Арктике новыми микробами. Не так давно видела заметку о том, что в каком-то из здешних озёр пережил зиму малярийный комар. А мы ведь не готовы к малярии! И ещё к нам пришёл колорадский жук и тоже смог перезимовать.
- Если ничего похожего в природе раньше не наблюдалось, то можно утверждать, что мы всё-таки на пороге катаклизма?
- Говорить о начале катаклиз¬ма как минимум преждевременно. В 30-40-е годы прошлого века было точно такое же потепление, правда, оно было короче по периоду. Да, температура повышается - этого уже никто не опровергает. Но сейчас главное - понять, что это: естественное потепление либо всё же влияние человека на эко¬систему. Мы этого по-прежнему не знаем. Человечеству многое неизвестно. Это как войти из светлого коридора в огромный тёмный спортзал - видно только то, что освещается из дверного проёма у вас за спиной. А вокруг - темнота. В любом случае нам нужно начинать беречь то, что нас окружает.